Эффект Бандерснетча: почему пятый сезон «Черного зеркала» разочаровал
По-другому это объяснить нельзя, но, кажется, интерактивный «Бандерснетч» переутомил Чарли Брукера и его соавтора Аннабель Джонс. После реализации по-настоящему революционной идеи вовлечения зрителя в нарратив, авторы «Черного зеркала», кажется, сами утратили интерес к обычному формату эпизодов. Как результат, творческий тандем написал тройку серий для пятого сезона, спустив рукава.
Даже слегка обидно, потому что в каждой из представленных серий есть потенциал на уровне идеи. Детище Чарли Брукера впору считать лучшим гидом, помогающим плавно войти в действующий мир, где грань виртуального и подлинного тонко размыта. При всей своей угрюмой подаче и откровенно песимистском месседже, «Черное зеркало» никогда не позиционировало техногенное будущее как угрожающую перспективу, которую следует предотвратить. Это не антиутопия с элементами хоррора. Это очень трезвое социологическое исследование, украшенное внезапными плоттвистами.
В свою очередь пятый сезон очень поверхностно и проходится по заданной проблематике каждого из трех эпизодов. Будь-то тонкости самоосознания в эпоху VR, последствия аддиктивности социальных сетей или же того, как современные технологии диктуют свои условия развития шоу-бизнеса. И если раньше сериал был прекрасен тем, как персонажи каждого эпизода показывали нам внезапный исход взаимодействия человечества с технологиями, то теперь каждая из трех новых серий не предлагает действительно внезапную и волнительную развязку, а два из трех эпизодов даже заканчиваются на неуместной оптимистичной ноте.
Рассмотрим каждый детально (внимание, спойлеры!).
Striking Vipers
Двое давних друзей Дэнни (Энтони Маки) и Карл (Яхья Абдул-Матин II) воссоединяются после долгих лет разлуки и решают поностальгировать, сыграв в обновленную версию файтинга, в которую рубились 11 лет тому назад. Выбрав любимых персонажей, те внезапно заводят виртуальный роман вместо того, чтобы драться. Проблема в том, что ребята вроде бы не геи и один даже в счастливом браке. Вот только даже такую, казалось бы, не настоящую вещь, как VR-интрижка, герой все равно тщательно скрывает от жены.
Проблематика виртуальной реальности для «Черного зеркала» вовсе не нова – здесь свое весомое слово уже было сказано теми же USS Callister или San Junipero. Однако Striking Vipers предлагает любопытный взгляд на тему еще и с позиции исследования собственной сексуальности в абсолютно новых условиях, в которых предстоит жить человеку. Если каждому из нас доступен новый аватар с целым спектром возможностей, то рано или поздно (скорее рано) человек подберется к анализу сексуального аспекта своего нового я. По крайней мере таков кажется замысел эпизода.
Но Брукер, почему-то, совершенно не хочет развивать эту идею, кренится в сторону банального броманса и акцентирует внимание на том, какими эмоционально незрелыми могут быть мужчины. Два единственных приятных бонуса — актерская игра и альтернативный взгляд на понятие компромисса в браке в эпоху VR.
Smithereens
Устав от вездесущей зависимости людей от социальных сетей, водитель сервиса Rideshare по имени Крис (Эндрю Скотт) берет в заложники сотрудника огромной компании Smithereens (судя по всему, аналог Твиттера) и пытается достучаться до его руководителей в попытке изменить ситуацию. К тому же поступок героя — личная вендетта за утрату, о которой зритель узнает ближе к финалу эпизода.
Для начала — это, пожалуй, лучший эпизод сезона хотя бы благодаря душераздирающей игре Эндрю Скотта. При этом сама история достаточно проста как для hostage-триллера, здесь даже действие разворачивается в наши дни. Криса терзает чувство вины за смерть возлюбленной из-за того, что тот отвлекся на приложение, сидя за рулем, и спровоцировал аварию. При этом подробности мотивации раскрываются в эпизоде поэтапно, в лучших традициях подобного жанра, заставляя инвестировать в историю.=
Разговор Скотта с генеральным директором Smithereens (Тофер Грейс) даже предлагает любопытный комментарий обеих сторон, которые, как оказалось взаимно страдают от пагубного влияния социальных сетей. Но таков современный мир и компании будут продолжать удовлетворять запросы потребителей. Получается, что Smithereens не может сказать что-то оригинальное на заданную тему кроме как показать весьма реалистичный открытый финал. Здесь неважно, чем закончилась стычка, потому что уже через пару часов об этом забудут, проскроллив новостную ленту.
Rachel, Jack and Ashley Too
Поп-звезда Эшли О (Майли Сайрус) разочарована своей карьерой и репертуаром, но вынуждена придерживаться контракта и следовать указаниями менеджера-опекуна Кэтрин (Сьюзан Пурфар). В это же время 15-летняя Рейчел — яростная фанатка Эшли, страдает в статусе новенькой в школе, где у нее нет друзей. Все изменится после того, как героиня получит в подарок интерактивную куклу Ashley Too с голосом своего кумира.
Здесь, кажется, все пошло наперекосяк и следов от «Черного зеркала» почти не осталось. Две сюжетные линии какое-то время развиваются параллельно, но когда приходит время их соединить, метод выбран не самый лучший. Присутствие Сайрус в роли подростковой звезды, павшей жертвой жестокого мира шоу-бизнеса, смотрится особенно иронично, это правда. Но здесь скорее заслуга на уровне идеи и не больше. Сюжетный ход, в котором две школьницы спасают поп-звезду, смотрится совсем глупо, напоминая нам о таком феномене в мировом кинематографе как «фильмы с сестричками Олсен».
Есть ровно две попытки заговорить языком «Черного зеркала»: внедрение человеческого сознания в механический объект (даже не буду перечислять, как часто до этого Брукер говорил на эту тему, чего стоит Black Museum с «мамой в плюшевой игрушке») и переход на голограммы как новый рыночный материал современной поп-культуры. Однако ни одна из этих сюжетных линий не получила должное развитие. Напоследок: как Трент Резнор мог дать свое согласие на такое коверкание трека Nine Inch Nails «Head Like a Hole»?