Share, , Google Plus, Pinterest,

Posted in:

Перспектива жертвы: 4 причины посмотреть сериал Unbelievable от Netflix

Невероятная подлинная история

13 сентября на Netflix вышел мини-сериал Unbelievable, рассказывающий о 18-летней девушке Мари, пережившей изнасилование. Уже во втором эпизоде история делится на две сюжетные линии и два временных отрезка, где происходят расследования — в 2008 и 2011 году. По описанию Unbelievable кажется обычным детективным процедуралом, однако перед нами одна из самых человечных драм о сломанной системе и искривленном представлении общества о пережитом сексуальном насилии. Рассказываем, почему вам обязательно стоит посмотреть Unbelievable.

Основано на реальных событиях

Признаем, Голливуд любит спекулировать на подлинных историях, выстраивая промо-кампании фильмов меткой «based on true events». Впрочем, в случае с Unbelievable поражает как весь кейс, легший в основу, так и уровень детализации реальных фактов в сериале. В 2015 году на Propublica вышел шокирующий материал «An Unbelievable Story of Rape» авторства репортеров Ти Кристиана Миллера и Кена Армстронга. Статья рассказывает о деле некой Мари (было использовано только среднее имя героини в целях конфиденциальности), которая стала жертвой насильника в 2008 году, однако вскоре отказалась от своих показаний.

Мари росла в приемных семьях, переходя из один рук в другие. В материале есть комментарий одного из психологов, который провел с девушкой 5-часовое интервью и рассказал о том, что его пациентка с детства подвергалась физическому и сексуальному насилию. К августу 2008 года, когда Мари сообщила о своем изнасиловании, она жила самостоятельно в Линнвуде, пригороде Сиэтла. Девушка рассказала полиции, что злоумышленник ворвался в ее квартиру, которая была субсидирована в рамках программы, направленной на то, чтобы помочь подросткам перейти из приемной семьи во взрослую самостоятельную жизнь. Сперва Мари прошла все процедуры для протокола — от допроса, до медицинского обследования. Вскоре ее слова начали поддавать сомнениям после чего Мари отказалась от показаний и даже была вынуждена выплатить компенсацию за лживые свидетельства. Все это привело к подавленному состоянию девушки, друзья отвернулись от нее, посчитав обманщицей.

Между тем, подлинной здесь является не только история Мари, но и все расследование, которое вели две женщины-детектива в 2011 году в Колорадо — Стейси Галбрет и Эдна Хендерош. В сериале их имена изменили на Карен Дюваль и Грейс Расмуссен, но большинство деталей дела переданы достоверно. Исход расследования не будет раскрывать, чтобы не спойлерить сюжет, но лишь добавим, что материал «An Unbelievable Story of Rape» получил Пулитцеровскую премию.

Команда сериала

Стоит признать, что такой чувствительной истории досталась интересная команда. Шоураннером 8-серийной драмы выступила Сьюзан Грант — сценаристка «Эрин Брокович», для которой Unbelievable определенно станет прорывом после серии не совсем заметных проектов на ТВ. Грант также выступила режиссером двух эпизодов, отдав остальные шесть серий в руки Лизе Холоденко и Майклу Диннеру.

Холоденко происходит из еврейской семьи с украинскими корнями, впрочем выросла в пригороде Лос-Анджелеса и уже успела отметится в Голливуде амбициозной семейной драмой «Детки в порядке» и мини-сериалом для HBO «Оливия Киттеридж» с Фрэнсис Макдорманд. У Майкла Диннера в свою очередь большой опыт работы с ТВ-шоу — «Мастера секса», «Сыны анархии», The Get Down.

Еще одна причина, по которой вам определенно стоит оценить шоу — актерский состав. Роль Мари Адлер досталась юной Кэтрин Денвер, которая в этом году успела привлечь внимание критиков своей ролью в режиссерском дебюте Оливии Уальд Booksmart. Детективов Дюваль и Расмуссен сыграли Мерритт Уивер и Тони Коллетт. На счету у Уивер «Эмми» за второстепенную роль в сериале «Сестра Джеки», ну а великую Тони Коллетт мы знаем по «Реинкарнации» и сериалу «Такая разная Тара», за который у актрисы есть «Золотой Глобус» и «Эмми».

Особенный фокус

Unbelievable — далеко не первый сериал, фокусирующийся на расследовании изнасилования. Такая тема в пределах криминального жанра используется на телевидении как провокационное сюжетное устройство. К тому же сцены изнасилования часто показаны с перспективы мужчины, а конечная цель состоит в том, чтобы наказать преступника, не особо фокусируясь на переживаниях жертвы. В Unbelievable сцены преступления сняты хаотично и субъективной камерой от лица жертвы, что в целом максимально передает ощущение пострадавшей.

Именно из-за фокуса драмы от Сьюзан Грант, эту историю порой очень нелегко смотреть — шоураннера интересует эмоциональное состояние Мари, как она справляется с паблик шеймингом и пытатеся восстановить детали изнасилования, которое в шоковом состоянии больше похоже на сон. Реакция Мари не естественна — она ищет в магазине та самые простыни, на которых стала жертвой и ведет себя как ни в чем не бывало. При этом настоящей травмой для нее становится длинный и бюрократический процесс расследования — об изнасиловании девушке приходится рассказать по несколько раз детективам и медикам, после чего еще раз записать в виде заявления.

Во втором эпизоде мы видим, как допрос уже с другой жертвой ведет одна из главных героинь — детектив Дюваль. Ее методы очень контрастируют с тем, как обращались с Мари. Понимая, как травматично вновь и вновь прокручивать в голове изнасилование, она очень деликатно подходит к делу. Сама Грант рассказала в интервью для Atlantic: «Наша история заявляет одну универсальную правду — «идеальной» жертвы, способной восстановить все детали совершенного над ней насилия не существует, так же как и «идеального» дела и «идеального» расследования, которое будет показано на экране так, чтобы зрители не могли отвести взгляд. У людей не может быть лишь одна реакция на травму».

Таким образом Unbelievable невероятно точно демонстрирует, насколько прочно скептицизм врос в систему касательно дел о сексуальном насилии.

Парадокс «Закона и порядка»

Объяснить феномен популярности Unbelievable можно еще одним довольно очевидным способом — как любой криминальный процедурал, сериал будоражит и одновременно успокаивает зрителя. В западных медиа такой эффект получил название «Law & Order: SVU paradox», отсылая к сериалу Law & Order: Special Victims Unit. Так, к примеру, женскую аудиторию привлекают сериалы, в которых изображены особо гнусные преступления сексуального характера. Это пассивная форма проживания худших страхов, которая дает терапевтический эффект. По такому же принципу можно объяснить любовь детей к страшным сказкам, а некоторых взрослых — к особо кровавым хоррорам.

Впрочем, такие сериалы как Unbelievable или SVU дают зрителю еще одну предельно важную вещь: чувство справедливости в мире, который совсем не справедлив. Unbelievable показывает опытных детективов, которые заботятся о жертвах, ищут улики и преследуют подозреваемых. Перед нами показательный пример того, как некомпетентность может перечеркнуть жизнь одного человека и как добросовестность способна спасти десятки других.