Такая простая сложная жизнь: 4 причины смотреть сериал «Эйфория» от HBO
4 августа на канале HBO вышла финальная серия «Эйфории». Еще до старта сериал пытался подцепить зрителя Дрейком в качестве продюсера и Зендаей в главной роли. Создателем, исполнительным продюсером, режиссером и сценаристом шоу выступил Сэм Левинсон, снявший «Нацию убийц».
Никто даже не предполагал, что в итоге мы получим один из лучших сериалов года и потенциально лучший подростковый сериал десятилетия. Мы не смогли пройти мимо и рассказываем, почему вы обязаны посмотреть «Эйфорию». Тем более, что ее уже продлили на второй сезон.
Сэм Левинсон
Я уже расхваливал работу режиссера в «Нации убийц», но тут он исполнил Сергея Бубку и с запасом перепрыгнул через высоко поставленную планку. «Эйфория» очень отличается от остальных сериалов по всем параметрам, но в первую очередь в глаза бросается визуальный стиль (фантастический каламбур, именно).
От серии к серии картинка очень меняется — Левинсон использует все доступные инструменты для того, чтобы передать атмосферу и эмоции персонажей. В ход идут длинные планы, динамичный монтаж, лихие склейки, агрессивные цвета, съемки одним кадром, необычное звуковое сопровождение, ломание четвертой стены и все, что только приходило в голову режиссеру. Что интересно, от такой дикой эклектики шоу не распадается, а наоборот, вычерчивает необычный стиль, который больше всего подходит эпохе рассеянного внимания и (не люблю эту фразу, но все же) клипового мышления.
Реализм
Ох уж эти «реалистичные» подростковые сериалы. Тема настоящих проблем в подобных шоу появилась примерно во времена «Беверли Хиллз» — там герои впервые сталкивались с алкоголизмом, наркоманией, непониманием общества и психологическими травмами. Но так как телезрителям было бы не интересно смотреть за стенаниями школьников, в сериал добавили антуража: богатый район, красивые актеры, чересчур драматичные последствия. Американские наследники 90210 шли по протоптанной Аароном Спеллингом дорожке, возведя в абсолют отдельные элементы — «Сплетница» стала пиковой точкой «обеспеченных подростков», а «Ривердейл» выкрутил драматическую составляющую настолько, что оказался в эпохе постмодернизма.
На протяжение последних лет подобные сериалы показывали школьников скорее такими, какими их хотят видеть телезрители, а не настоящими людьми. Это образы были оторваны от современной жизни, в которой очень редко встречалось деление на касты, наряды от именитых дизайнеров или всего лишь один популярный блог на все учебное заведение. Даже Sex Education выглядел как очень идеализированный взгляд на британскую школу. «Эйфория» же пошла совершенно другим путем, взяв за пример «Молокососов» но с атмосферой 2019-го.
Сэм Левинсон уже использовал инстаграм в качестве источника вдохновения для «Нации убийц», а здесь вернулся к удачным наработкам. Пестрый макияж, невероятно разнообразная одежда, постоянный базз социальных сетей, порно как часть ежедневной рутины, современный конфликт традиционных и прогрессивных взглядов — все это напоминает о том, что на дворе не 2007-й с вечной проблемой принятия сексуальности, а 2019-й, где несется куда более сложное дерьмо.
Игра со стереотипами
Что любопытно, в центре любой сюжетной линии «Эйфории» лежит очень банальный сценарный штамп. В первой серии нам показывают прям целый набор клише: полная девушка с низкой самооценкой, юная наркоманка с семейными проблемами, девушка-трансгендер, которая занимается секс-работой, сверхагрессивный спортсмен, ветреная красотка и еще много знакомых лиц. Правда развиваются они в совершенно неожиданном направлении, абсолютно реалистичном, но непривычном для телевидения.
Как результат, герои сериала проходят очень комплексную трансформацию всего за восемь серий. На обычном телевидении это было бы невозможно по одной простой причине — такого формата не хватило бы даже на один сезон в 24 эпизода, не говоря уже о нескольких. Более того, Левинсон не идет по пути классических шоу, которые пытаются создать из героев тесно связанную группу, постоянно конфликтующую между собой. В «Эйфории» же подростки знакомы между собой только поверхностно, что позволяет некоторым последствиям негативных поступков уходить в воздух. Как в жизни!
Причины и следствия
Хоть визуальный стиль и рассчитан на (опять!) клиповое мышление, шоураннер не разжевывает события для всех и каждого. Уже в первой серии мы получаем целый ворох героев, которые будут раскрываться позже. Левинсон препарирует поведение персонажей, в начале каждого эпизода, показывая предысторию одного из них. Это помогает понять поступки подростков и добавляет глубины их характерам, стирая привычные стереотипы и клише.
Особенно хорошо это работает на консервативных предубеждениях: наркотическая зависимость здесь показана не как черно-белая ситуация с одним входом и выходом, а как серая зона, в котором персонаж Зендаи обитает постоянно. Отказ от наркотиков не мешает ей с теплотой вспоминать о трипах, а срывы превращаются в драму не из-за ужасных последствий, а благодаря самоосознанию. Сексуальные связи, абьюзивные отношения, давления общества — все эти сложные предметы показаны максимально правдоподобно, чтобы избежать излишнего морализаторства и глупых однобоких выводов.
Можно считать «Эйфорию» сеансом групповой психотерапии. Думаю, это никому не повредит.