Share, , Google Plus, Pinterest,

Posted in:

Жар телеэкрана: 10 лучших классических эротических триллеров

Мы знаем, вы соскучились по 90-х

Секс и опасность – такое же классическое сочетание, как и, скажем, сладкий и соленый поп-корн. Хотя истории, в которых насилие переплеталось с любовью, существуют так же давно, как и поп-культура, ярче всего этот союз олицетворяют эротические триллеры. Рассказываем о самых увлекательных, хорошо снятых и просто безумных представителях жанра – от Кубрика и до историй о фатальных нью-йоркских школьниках.

«Жар тела»/ Body Heat (1981)

Реж. Лоуренс Кэздан

Имя Лоуренса Кэздана ассоциируется, прежде всего, со «Звездными войнами» и «Индианой Джонсом», в которых он выступил сценаристом. Но в 1981 году американец совершил свой режиссерский дебют, сняв эротический нео-нуар «Жар тела». Сценарий картины вряд ли удивит хоть одного любителя классических триллеров – это эталонная история о страстном романе, который заканчивается преступлением.

Подобное мы уже видели и в «Двойной страховке», и в «Из прошлого» – Кэздан создает иллюзорный мир, полный полупустых дайнеров, прокуренных баров и недоверчивых полицейских, которые будто только что вышли из романа Реймонда Чандлера. Тем не менее, химия между Кэтлин Тернер и Уильямом Хертом превращает знакомый сюжет в по-настоящему захватывающее зрелище. Каждое взаимодействие протагонистов наполнено двусмысленными намеками, загадками и пространством для интерпретаций – чего еще нужно от хорошего нуара?

«Основной инстинкт»/ Basic Instinct (1992)

Реж. Пол Верховен

Вот он – самый противоречивый американский фильм 1992 года! «Основной инстинкт» кардинально разделил мнения критиков, ополчил против себя парочку религиозных организаций, вызвал бурю протестов со стороны активистов за права ЛГБТ, побил все рекорды в кинопрокате и со временем сыскал славу феминистического манифеста. Даже спустя четверть века, творение Верховена остается загадкой: чего в нем больше – дешевой эксплуатации или вдумчивой интерпретации?

Сюжет вы и так наверняка знаете, но все же. Ник Каррэн (Майкл Дуглас) расследует жестокое убийство богатой рок-звезды, но постоянно отвлекается на главную подозреваемую — загадочную писательницу Кэтрин Трамелл (Шэрон Стоун). Кэтрин не только не стесняется своей сексуальности, но и вовсю использует ее в качестве оружия – довольно шокирующая идея даже как для 90-х. К сожалению для Ника, Трамелл с удовольствием использует и другие, куда менее метафорические орудия убийства.

«С широко закрытыми глазами»/
Eyes Wide Shut (1999)

Реж. Стэнли Кубрик

Как и в случае многих фильмов Кубрика, история создания триллера «С широко закрытыми глазами» окружена легендами, догадками и безумными анекдотами. Однако больше всего поражает вполне правдивый факт – съемки картины длились 400 дней без перерыва, а количество повторных дублей не снилось даже Дэвиду Финчеру (одному из главных любителей повторных съемок в Голливуде).

Том Круз и Николь Кидман настолько хотели поработать с великим режиссером, что согласились подписать открытые контакты и сниматься столько, сколько будет нужно Кубрику. В итоге мы получили, пожалуй, самый продуманный, сложный и технически безупречный эротический триллер в истории жанра. Хотя даже назвать ленту эротическим триллером будет не совсем уместно – это одновременно и психоаналитическая драма о распадающихся отношениях, и конспирологический неонуар, и сюрреалистический хоррор.

Самое неожиданное – то, что фильм почти не затрагивает тему искренней, неконтролируемой страсти. Вместо этого Кубрик погружает нас в кошмарный, визуально идеальный мир, полный страшных тайн и подстерегающей на каждом углу опасности – иными словами, в атмосферу вездесущей паранойи. Согласна, это не совсем то, чего ждешь от триллера о тайных организациях и подпольных оргиях, но не вспомнить об этой картине было бы преступлением.

«Жестокие игры»/ Cruel Intentions (1999)

Реж. Роджер Камбл

Помимо чрезвычайной популярности эротиечских триллеров, кинематограф 1990-х ассоциируется с еще одной странностью – любовью к экспериментальным интерпретациям классической литературы. Особенно повезло Уильяму Шекспиру – его произведения с завидной частотой превращали в школьные комедии или боевики о конкурирующих бандах. Сценарист Роджер Камбл решил пойти другим путем и взялся за современную интерпретацию французского эпистолярного романа «Опасные связи». Европу 18 века ловко заменили Нью-Йорком, а избалованных и самоуверенных аристократов – не менее заносчивыми школьниками из богатых семей, которые развлекаются, соблазняя одноклассников.

История сердцееда Себастьяна Вальмонта (Райан Филипп) и его коварной сводной сестры, Кэтрин Мертей (Сара-Мишель Геллар) в итоге предсказуемо превращается в моралистическую мелодраму, но даже так «Жестокие игры» вызывают легкое восхищение. Не каждый день увидишь эротический триллер о снобах-школьниках, которые спорят друг с другом на роскошные машины и портят жизнь окружающим.

«Последнее соблазнение»/ The Last Seduction (1994)

Реж. Джон Даль

По мнению некоторых критиков, нуары 1940-х (а за ними – и более поздние неонуары) распостраняли довольно вредные стереотипы о женщинах. Классический образ femme fatale действительно намекает на то, что девушки – жестокие, беспринципные, корыстные манипуляторки, которые используют собственную сексуальность для достижения целей.

«Последнее соблазнение» доводит эту идею до гиперболизированного абсурда – героиня Линды Фиорентино с каждой секундой оказывается еще более безумной психопаткой, чем нам казалось до этого. Она нарушает закон, эксплуатирует мужчин и ловко придумывает изощренные убийства. Не зря ведь слоган фильма: «У многих людей есть тёмные стороны. У неё нет других сторон.» Конечно, сценаристы сильно полагаются на вредные стереотипы, но как же любопытно наблюдать за действительно аморальной протагонисткой. Тем более, что актерская игра Линды Фиорентино просто очаровывает.

«Дикость»/ Wild Things (1998)

Реж. Джон МакНотон

Возможно, работа Джона МакНотона – не самый известный или изобретательный экземпляр в нашем списке, но актерский состав картины поражает. Мэтт Диллон, Кевин Бейкон, Нив Кэмпбелл и Дениз Ричардс – кажется, тут собрали всех молодых звезд 1990-х.

Самая история получилась кэмповой даже по меркам эпохи, в которой триллеры о сексуальных школьниках не считались моветоном – тут и шокирующие обвинения в изнасиловании, и любовные треугольники, и убийства на почве ревности. Иными словами, это точно снимал не Кубрик, зато картина отлично выполняет роль постыдного удовольствия.

«Двойник тела»/ Body Double (1984)

Реж. Брайан де Пальма

До того, как вообще появилось понятие эротического триллера, великий британец Альфред Хичкок догадался смущать и пугать своих зрителей неожиданной смесью насилия, слегка извращенных фрейдистских подтекстов и откровенной (по меркам своего времени) сексуальности.

Если Хичкоку мешали рамки приличия («Психо», например, ругали даже за то, что в кадре мелькал унитаз!), то его страстного поклонника, Брайана де Пальму, не сдерживало уже ничего. «Двойник тела» – бесстыдный и сексуальный оммаж фильмам короля саспенса, в первую очередь – «Окну во двор» и «Головокружению». Центральные темы тут – вуайеризм, нездоровая увлеченность и сексуальные девиации.

Несмотря на то, что рецензенты изначально вовсю раскритиковали фильм, «Двойник тела» со временем стал культовым фильмом. Собственно, как и само «Головокружение», которое он с такой любовью имитировал.

«Ангельское сердце»/ Angel Heart (1987)

Реж. Алан Паркер

Главное, что нужно знать об «Ангельском сердце» — режиссеру Алану Паркеру пришлось вырезать 10 секунд материала, чтобы фильм получил хотя бы рейтинг R, а не X, который обычно присуждается порнографии.

Сюжет фильма рассказывает о детективе Гарри Эйнджеле (Микки Рурк), которого нанимает частный предприниматель Луи Сайфер (Роберт Де Ниро) с целью найти пропавшего должника. Естественно, дело оборачивается множеством смертей, оккультизмом, вудуистскими ритуалами и плотскими утехами. Де Ниро и Лиза Бонет были номинированы на «Сатурн» за свои роли, а сам фильм со временем стал культовым.

При этом влияние ленты Алана Паркера чувствуется не только в кино (Нолан вдохновлялся картиной во время съемок «Мементо»), но и даже в видеоиграх — ее влияние на BioShock Infinite подтвердил геймдизайнер Кен Левин.

«Автокатастрофа»/ Crash (1996)

Реж. Дэвид Кроненберг

Джеймс (Джеймс Спейдер) испытывает аномальное сексуальное влечение к машинам и фетишизирует дорожные проишествия. Мужчина находит группу не менее странных людей, которые увлеченно изучают видеоролики испытания систем безопасности в машинах, и возбуждаются, наблюдая аварии. Странное начало фильма, да? Вот что бывает, когда за жанр эротического триллера берется Дэвид Кроненберг – мастер боди-хоррора и человек, зацикленный на ограничениях человеческого тела.

Как и в случае с «Широко закрытыми глазами», «Автокатастрофа» – не тот фильм, который вы захотите посмотреть на первом (или даже десятом) свидании. Кроненберг использует весь свой впечатляющий арсенал, чтобы вывести вас из зоны комфорта и поставить самые неудобные вопросы. Где грань между возбуждением и нездоровой обсессией? На что готовы идти люди ради своего извращенного удовольствия?

«Преступления на почве страсти»/
Crimes Of Passion (1984)

Реж. Кен Рассел

Британец Кен Рассел всю свою карьеру доказывал, что английское кино не ограничивается суровым реализмом, а может быть не менее экстравагантным и странным, чем итальянское джалло. «Преступления на почве страсти» – сложный, странный и малоприятный фильм, который уж точно не спутаешь с драмой о рабочем классе.

В центре фильма проститутка Голубой Фарфор (Кэтлин Тернер), которая заводит отношения с приличным мужчиной по имени Бобби (Джон Лоулин). Казалось бы, тут могла быть шаблонная притча о том, как хороший парень спасает любимую девушку от аморальной жизни, но вместо этого мы получаем нечто-то совершенно иное. Среди прочего, жуткую историю о психических отклонениях, самопожертвовании и стыде.