Посмей смеяться над террором

Сентябрь 2017, кинофестиваль в Торонто. После премьеры «Смерти Сталина» западные кинокритики обсуждают явные аллюзии на политику Трампа и последствия Брексита в Европе. Январь 2018, Россия. Министерство культуры сопровождает запрет проката сатирической комедии комментарием о том, что «фильм унижает достоинство русского (советского) человека». Одной неделей ранее в киевском кинотеатре «Жовтень» проходит допремьерный показ с аншлагом, неутихающим смехом и рассуждениями о достоверности фильма. Показательнее быть не может.

В основе сюжета знаменательный день 1-го марта 1953 года, когда вождь советского народа Сталин падает, парализованный сердечным приступом, у себя в кабинете. Утром у тела лидера с трепетом собираются его советники во главе с Берией (Саймон Рассел Бил), Хрущевым (Стив Бушеми) и Маленковым (Джеффри Тэмбор). Обескураженность, видимо, мешает им вызвать врача, но не затрудняет начать решать судьбу родины и делить власть. По уставу на должность главы советского государства должен заступить Георгий Маленков. Однако «серый кардинал» этой гонки — Лаврентий Берия вырывается на первое место. Тем временем у глуповатого с виду, но расчетливого Никиты Хрущева свое понимание «либерализации» страны.

Шотландца Армандо Ианнуччи давно занимают политические упыри, причем как на родине (язвительные сериал «Гуща событий» и основанный на нем фильм «В петле»), так и в Америке (насмехательское над политикой США шоу «Вице-президент»). И все же заход на территорию тоталитарного режима кажется неочевидным выбором для Ианнуччи во времена, когда самый явный объект издевательств ежедневно мелькает на канале Fox News.

Вряд ли сатирика волнуют пятна в истории имперского государства. Но как можно не купиться на фарс политического кризиса, который спровоцировала кучка убийц, жуликов и пьяниц. Особенно когда их так колоритно и беспринципно в своем комиксе изобразил Фабьен Нури. В основе «Смерти Сталина» одноименный графический роман 2010 года, и его эстетикой Ианнуччи пользуется очень оригинально.

Комикс не терпит длинных монологов, так что остро-лаконичные фразы главных героев режиссер переносит в гротескную комедию положений с беспрерывными гэгами и чернейшим юмором.

Смерть Сталина — такой мощный драматургический рычаг в этом кино, что лучшего макгаффина, чем его мелькающее в кадре тело, для ленты не придумаешь. Сталин уже не с народом, но отпускать вождя очень сложно. И речь здесь, конечно, не о горе утраты, а о проблемах логистики. Слишком быстро случилась смена власти. Времени для полноценных интриг и манипуляций нет, вот и приходится все делать на бегу, в туалетах под слив бачка, в машине под лай собаки и даже в мавзолее под похоронный марш.

The Death of Stalin / Оригинальное название

106 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
25 января 2018 / ПРЕМЬЕРА

сатира / ЖАНР

РЕЖИССЕР:
Армандо Ианнуччи

СЦЕНАРИЙ:
Фабьен Нури
Армандо Ианнуччи
Дэвид Шнайдер

В РОЛЯХ:
Ольга Куриленко
Андреа Райзборо
Руперт Френд
Джейсон Айзекс
Стив Бушеми
Джеффри Тэмбор
Ричард Брэйк
Пэдди Консидайн
Майкл Пэйлин
Джонатан Арис

ПРОКАТЧИК:
ВОЛЬГА УКРАИНА

При всей своей гротескной подаче, «Смерть Сталина» кажется невероятно достоверной хотя бы из-за градуса абсурда — в тоталитаризме, как известно, логики тоже мало.

Конечно, режиссер гипертрофирует и заостряет, впрочем, не забывает о театральных паузах и прекрасно работает с персонажами. Герои фильма — колоритное сборище политиканов. Положительных персонажей здесь нет, но грань между сочувствием и отвращением к этим мерзавцам очень тонкая. Во многом «виновата» харизма актеров и комедийный жанр, из-за плеча которого иногда выглядывают тревожные сцены расстрелов и репрессий. Кажется, будто Ианнуччи периодически вытягивает себя из комической зоны комфорта, напоминая, что перед нами кремлевские кулуары во всей красе. И если кино о сталинской эпохе, то без массовых бессудных расправ не обойтись, простите.

При всей своей гротескной подаче, «Смерть Сталина» кажется невероятно достоверной хотя бы из-за градуса абсурда — в тоталитаризме, как известно, логики тоже мало. Тем не менее те же сцены с повторным концертом пианистки Марии Юдиной (Ольга Куриленко) или эпизод с гибелью целой хоккейной команды по вине сына Сталина — Василия (Руперт Френд) — вполне реальные случаи.

Порой из совдеповской достоверности «Смерть Сталина» вытягивает исключительно британский юмор, иногда — надпись Exit на английском языке в кабинете партийцев.

Зато фильм Ианнуччи остается предельно яркой картиной в откровенно тусклых советских реалиях, где большинство героев ходят в серых пальто (кроме Хрущева в пижаме, конечно). Для художественной целостности разборки в Политбюро занимают не месяцы, а считаные дни, наверняка чтобы кульминация припала как раз на похороны главы Советского Союза. Но предъявлять фильму какие-либо хронологические промахи вообще нет смысла. Ведь это изначально трагикомический фарс, в котором адмирал Жуков (Джейсон Айзекс) носит под шинелью два калашникова и шутит о золотых куполах вместо яиц.

«Смерть Сталина» — громкий смех сквозь горькие слезы и такая неуютная двойственность сохранится до самого финала. Возможно, перед нами попытка исследовать феномен политических махинаций вне времени. А может быть, сатира Ианнуччи стремится показать, что смех над террором уместен, если высмеивать его зачинателей. И что на этот счет думает сам автор комикса — француз Нури, далекий от ужасов советского режима?

Ответ один и, простите, друзья, он будет очень постмодернистским. Автор не думает ничего. Понятие «автор» все еще мертво, как завещал Ролан Барт. Наверняка даже мертвее самого Сталина, от чьей тени некоторые государства до сих пор не могут избавиться. Ведь зачем вам мнение автора? Посмотрите, как прекрасно трактуют кино в разных странах и без него.

Читайте также: Лекса Лютора в президенты: как политика повлияла на комиксы

Ratings in depth

  • #ОбязателенКПросмотру
4.5 5

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: