Summertime Sadness

Для «Зови меня своим именем» Луки Гуаданьино критику нужно перевоспитать себя в лирика. Под тихие фортепианные переборы Рюичи Сакамото и Андре Лапланта эта картина обезоруживает беззаботностью залитого солнцем итальянского пейзажа. Ритмика фильма замедляет сердцебиение, а сюжет этой простой истории первой влюбленности резонирует в каждой сцене. Будь то случайный обмен взглядами на прогулке или неловкое прикосновение пальцев, когда герои делят сигарету между собой. Перед нами одна из лучших love-story XXI века, и разыграли ее два парня. Но не спешите определять «Зови меня своим именем» в жанр квир-драмы. Это кино о любви без гендера, о той самой любви, которая когда-то сформировала каждого из нас.

Италия, лето 1983 года. На виллу к профессору археологии Перлману (Майкл Стулбарг) и его жене-переводчице Аннелии (Амира Касар) приезжает молодой аспирант по обмену Оливер (Арми Хаммер). Пока коллеги занимаются исследованиями древностей греко-римской цивилизации, сын семейства, 17-летний Элио (Тимоти Шаламе) держится в стороне. Он слушает Баха, читает книги и лишь иногда поглядывает на незнакомца, покорившего здесь буквально всех: от престарелой служанки Мафальды до местных красоток.

Итальянец Лука Гуаданьино взялся за адаптацию одноименного романа Андре Асимана вместе с признанным классиком Джеймсом Айвори — американским режиссером и сценаристом, чей стиль называют даже более английским, чем у многих британских постановщиков. На его счету экранизации книг Э.М. Форстера («Морис», «Говардс Энд») и Генри Джеймса («Европейцы», «Бостонцы», «Золотая чаша»).

Результатом работы стало тонкое переплетение двух стилей авторов. Айвори, адаптировавший сценарий, наделил фильм россыпью литературных и музыкальных отсылок, а также выверенным аристократичным тоном, в котором интрига строится на микроуровне. Живописец Гуаданьино выбрал для такой истории безупречный визуальный ряд в виде итальянских загородных ландшафтов с персиковыми садами и прохладными озерами. Режиссер использует пленку и натуральный свет, и, кажется, полностью отдает свое кино в руки природе.

Влюбленность главных героев плавно расцветает, зреет в воздухе на протяжении всего фильма, а темп, который режиссер выбирает для монтажа продолжительных сцен упования летом, дает чувство полного погружения.

Конечно, мелодраматичный жанр, да еще в таком лирическом антураже рискует скатиться в дикую пошлость. Самообладанию Гуаданьино можно позавидовать — постановщик ни на минуту не поддается соблазну слезливо-театрального конфликта. Эти двое вроде бы и не друзья, однако врагами им быть особо незачем. Элио и Оливер катаются на велосипедах, кадрят девушек на дискотеках, обмениваются небрежными репликами об искусстве и литературе пока, наконец, не разделят невинный поцелуй.

Call Me by Your Name / Оригинальное название

132 мин / ХРОНОМЕТРАЖ

драма / ЖАНР

РЕЖИССЕР:
Лука Гуаданьино

СЦЕНАРИЙ:
Джеймс Айвори
Андре Асиман

В РОЛЯХ:
Арми Хаммер
Тимоти Шаламе
Майкл Стулбарг
Амира Касар
Эстер Гаррель
Виктуар Ду Бойс
Ванда Каприоло
Antonio Rimoldi
Елена Буччи

Гуаданьино удается обойти клише, отбросив элемент гей-идентификации главных героев — ни Элио, ни Оливер не рефлексируют на тему своей ориентации.

Драматическую коллизию и интригу в этой картине, по сути, не найти. Зато режиссеру удается завоевать внимание зрителя сценами на каком-то абсолютно тактильном уровне. В этом смысле огромная заслуга принадлежит исполнителям главных ролей — Арми Хаммеру и Тимоти Шаламе, показавшим невероятную химию на экране. В случае с Хаммером — приятно видеть, как актер выходит из амплуа статного мачо. Однако Шаламе — настоящее открытие и центр этого фильма. Элио как персонаж продуман до мельчайших деталей. Когда герой не произносит ни единой реплики, со зрителем он способен общаться на языке тела.

Эмоциональная открытость и мимика Тимоти обеспечивает как комедийную разрядку (к примеру, в сцене, где персонаж кривляет привычку Оливера бросать на прощание небрежное «до скорого»), так и необходимое чувство сладкой грусти. Будьте готовы, что этот парень разобьет вам сердце в финальной сцене.

В руках у постановщика оказалась тонкая материя — история первой любви, взросления и осознания собственной сексуальности, которая работает вне времени. Между тем эпоха 80-х здесь воссоздана тщательно — от интерьеров и причесок, до музыкального сопровождения. Классика здесь, по сути, зацементирована в сюжете — Элио периодически упражняется в записи нот музыкальных пьес Эрика Сати или Мориса Равеля. Однако даже итальянская эстрада и американский глэм-рок выбраны продуманно — Джорджио Мородеро, The Psychedelic Furs, Джо Эспозито, Ф. Р. Дэвид. Специально написанные для фильма треки американского меланхолика Суфьяна Стивенса прочнее всех вшиты в ДНК «Зови меня своим именем». Один из них (Mystery of Love) рискует забрать «Оскар» в номинации «Лучшая песня».

ЛГБТ-кино как жанр в свое время слегка загнало себя в угол, выбрав в качестве основного сюжетного конфликта остроту непринятия однополой любви. Важность этого момента неоспорима, но после уверенного багажа подобных картин, тяжело не заметить, как в очередной квир-драме такой конфликт обретает спекулятивный характер. Гуаданьино удается обойти клише, отбросив элемент гей-идентификации главных героев — ни Элио, ни Оливер не рефлексируют на тему своей ориентации. Персонажи ленты скорее выступают адептами свободной от предрассудков любви и упиваются чувством, которое помогает познать и принять себя. Даже сцены интимной близости и тот самый эпизод с персиком выглядит вполне целомудренно.

Однако главное достоинство фильма состоит в том, как он способен работать на зрительском уровне. «Зови меня своим именем» в глазах смотрящего неизбежно обогащается его личным опытом. Если вам повезло испытать эйфорию и драму влюбленности, картина Гуаданьино обернет вас теплым одеялом знакомого чувства меланхолии по временам, когда первая любовь окрыляла больше всех и больнее всех ранила.

Ratings in depth

  • #ОбязателенКПросмотру
5 5

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: