Share, , Google Plus, Pinterest,

Posted in:

Культ кино: рецензия на фильм «Волшебник страны Оз»

Another brick in a yellow road

В идеальном мире «Волшебник страны Оз» запустил буйство красок в кинематографе новейшим «Техниколором», вывел 17-летнюю Джуди Гарленд в звездный ранг и задал новый стандарт масштабного производства кино. В неидеальном мире он сделал в точности то же, попутно испортив репутацию парочке режиссеров, отравив гримом исполнителя роли Дровосека, подсадив Гарленд на барбитураты и окупив свое жутко дорогое производство спустя десять лет благодаря повторному релизу. Но плохое, как известно, быстро забывается, особенно если студийный гигант MGM этому способствует, то есть опровергает любые скандальные слухи по поводу «темной стороны» съемок.

Неужели создание великого кино должно сопровождаться великими жертвами? Далеко не во всем, конечно, но прошлого не изменить, так что в свою 80-ю годовщину «Волшебник страны Оз» — лучший из гидов в историю кинематографа. Это дорожка из желтого кирпича в глубь 30-х, когда киношники устали катить камеру по рейкам в плохо освещенном павильоне и решили, что из этого условного Канзаса пора сваливать в волшебную страну. Ведь там возможно все — освоить новенькую технологию трехцветного «Техниколора», построить торнадо-устройство с бюджетом в $20 тыс., придумать сложнейший грим из пенорезины, «законсервировать» красоту и чудный голос юной Джуди Гарленд для последующих поколений.

«Волшебника страны Оз» называют экранизацией книги Лаймена Фрэнка Баума, впрочем преданные фанаты не раз заявляли об условности такой адаптации. Отличий у фильма и книги хватает, от политических аллюзий в оригинале (на экране не осталось ровным счетом ничего), и до цвета туфелек Дороти (в книге серебристых — в фильме рубиновых). Между тем сюжетная основа одна и нерушима — юная Дороти, скучая на ферме в пригороде Канзаса, мечтает увидеть большой мир. Вскоре ее мечта в некотором смысле сбудется — попав в торнадо с верным песиком Тото, девушку заносит в страну Оз. В местной фантасмагории Дороти получит в дар волшебные туфли, подружится с Железным Дровосеком, Страшилой и Трусливым Львом, убежит от злой ведьмы Запада и отправится в Изумрудный город на поиски волшебника, который поможет ей вернуться домой.

ОРИГИНАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ
THE WIZARD OF OZ
ХРОНОМЕТРАЖ
101 МИН
ПРЕМЬЕРА
16 АВГУСТА 1939
РЕЖИССЕР
Виктор Флеминг
СЦЕНАРИЙ
Ноэл Лэнгли
Флоренс Райерсон
Эдгар Аллан Вульф
В РОЛЯХ
Джуди Гарленд
Фрэнк Морган
Рэй Болджер
Берт Лар
Джек Хейли


Фильм Виктора Флеминга — сказка с проверкой на прочность для главной героини и всей индустрии.

Фильм Виктора Флеминга — сказка с проверкой на прочность для главной героини и всей индустрии. Процесс создания происходил в хаосе и с постоянной текучкой режиссеров и сценаристов. Не забываем, что перед нами Золотая «конвейерная» эпоха Голливуда. Представить будет не сложно — MGM посреди съемок меняла постановщика так же, как сейчас Lucasfilm устроила рокировку для Фила Лорда и Криса Миллера. Правда в 1938-м умножьте такую систему на шесть (количество режиссеров фильма) и добавьте строгий запрет для звезды работать на другую студию. Теперь масштаб понятен.

Дальше больше — Бадди Эбсена, игравшего Железного Дровосека, пришлось заменить на Джека Хейли, потому что первый загремел в больницу с сильнейше аллергией на алюминиевый порошок со своего костюма. Терьер Терри (тот самый Тото) получил гонорар больше некоторых артистов, но оказался совершенно неконтролируемым на площадке. Исполнительницу роли злой ведьмы едва не сожгли живьем во время одного из дублей. Джуди Гарланд посадили на кофейную и сигаретную диету, чтобы та выглядела моложе в кадре (don’t try this at home). К тому же, из-за недоработанной технологии раннего цветного кино, тяжелые камеры не могли работать без перерыва дольше получаса.

Почва для слухов и баек более чем подходящая — подлинные 33 несчастья дополнились парочкой мифов о повесившемся в декорациях волшебного леса электрике или пьяных дебошах миляг-жевунов между дублями. Но в слове «команда» нет буквы «я», так ведь говорят? Поэтому общий результат был ошеломляющий — десять номинаций на «Оскар» и две победы, культовый статус саундтрека, а позже — место в Национальном реестре фильмов и звание одной из лучших картины в истории американского кино. Дэвид Линч цитирует фильм в своем «Малхолланд Драйве», а фанаты Pink Floyd придумывают новый формат просмотра ленты — под пластинку The Dark Side of the Moon. Серьезно, включите альбом в тот момент, когда лев на эмблеме MGM прорычит в третий раз и вы удивитесь, как много смысловых синхронизаций в текстах песен и картинке на экране.

В 2014 у «Волшебника страны Оз» был повторный прокат но уже в 3D. Лента стала самым старым фильмом, конвертируемым в трехмерный IMAX формат. При том, что даже в 2D это кино никогда не выглядело плоско — впечатляющая работа с макетами-миниатюрами, прорисовка бэкграунда пастелью, постоянная перенастройка света для чувствительной пленки.

Производственный ад, как и полагается, на экране не виден. Там в свою очередь происходит настоящее чудо, близкое каждому юному зрителю: инициация во взрослую жизнь, прощание с «родным гнездом», далекое плавание в новый дивный мир и попытка социализироваться там, где готовых помочь столько же, сколько и желающих навредить. Пусть перед нами всего лишь фантазия Дороти — прототипы у этого условного сеанса самотерапии вполне реальные. Связующим звеном служат не только черно-белые обыватели, ставшие цветными архетипами, но и песни — та самая «дорожка из желтого кирпича» для Дороти из реальности в сказку.

В конечном счете консервативные киношники провозглашают устами Гарленд «There’s no place like home», призывая назад в теплое гнездышко. Вот только побывав по ту сторону радуги, возвращаться в мрачную сепию высокобюджетный Голливуд уже не захочет.

Review overview

Summary