Винни де Медведь и все-все-все
Мне как-то рассказали историю о том, что в студии «Союзмультфильм» в одном секретном месте стояла специальная коробочка «Для вдохновения», где лежали различные наркотические вещества. В основном, конечно, травка, но бывали и другие случаи.
Однажды кто-то принес в волшебную коробку особым образом приготовленных финских мухоморов, автор сценария «Винни Пуха» Федор Хитрук съел кусочек, впал в транс и увидел, как на самом деле нужно делать мультфильм об игрушечном медвежонке.
Шутка.
Советский Винни Пух рождался в нешуточных страстях, но все же наркоты среди этого треша не было, если не считать, конечно, мед. О нем отдельно.
История симпатичного плюшевого медвежонка в СССР началась задолго до того, как с творчеством «Союзмультфильма» смогли познакомиться советские дети, но без понимания этого процесса бесполезны все разговоры по теме.
Итак, в 1958 году Борис Заходер читает статью в английской детской энциклопедии и принимает волевое решение работать над переводом. В результате этой работы родился не перевод, но пересказ Винни Пуха, творчески переосмысленный (перевранный) по отношению к оригиналу. В русском тексте Заходера попадаются веселенькие находки, которых не было в оригинале у Милна. Короче, получилась отдельная книжка, почти как у Толстого с «Буратино».
В 1969 году Федор Хитрук и Борис Заходер написали сценарий к мультфильму «Винни Пух». Планировался натурально сериал, но из-за непримиримых противоречий в авторской группе серий появилось всего три, какими мы их знаем и любим – без Кристофера Робина, с песенками и стихами.
Как-то так само собой вышло, что три мультфильма внезапно обрели огромную популярность. По этому поводу даже кучу анекдотов придумали – а что лучше докажет актуальность персонажа, если не попадание в устный фольклор?
Однако дальнейшая судьба Винни Пуха сложилась не особенно хорошо. Господа Хитрук и Заходер не были в курсе о том, что права на экранизацию принадлежат исключительно Диснею, а потому смешной медведь так и остался заперт невыездным на просторах СССР.
Не будем предаваться грусти о печальной судьбе изолированного мультфильма, а возрадуемся – ведь именно эта изоляция (начиная с пересказа Заходера) послужила тому, что советский Винни Пух остался самостоятельным явлением в литературе.
Эпическая сага
Кстати о литературе. Давайте предположим, что советский Винни и его милновский коллега – не просто медведи, а герои эпоса со всеми их признаками. Чего далеко ходить? Сам Милн упоминал об этом, не говоря уже о более поздних исследователях его творчества.
Что же делает милого игрушечного медведя эпическим героем?
Прежде всего то, что он игрушечный – то есть, как и многие другие герои эпических сказаний, непонятно, откуда взялся на нашу голову: то ли, как Ильмаринен, зачат от поедания ягод, то ли, как Пиноккио, выстроган из полена. Впрочем, тот факт, что Винни – игрушка, известен только тем, кто читал книжку, где медведь, поросенок, ослик, кенгуру и тигр были воображаемыми плюшевыми друзьями мальчика по имени Кристофер Робин.
В тему:
Эпическая героика склонна гиперболизировать все происходящее на самом деле. Какое «на самом деле» может быть в мультике о воображаемых друзьях английского школьника – тот еще вопрос. Но Пух выкручивается, самостоятельно преувеличивая все, что его окружает, будь это количество пчел или его собственная гениальность.
Кроме всего прочего, Винни Пух, как нормальный эпический герой, обладает незаурядным талантом – он поэт. Не стану утомлять вас долгими пересказами того, как в разные времена люди по-разному, но всегда серьезно относились к тем, кто умеет складывать слова – просто поверьте, хоть Винни и смешной, он все-таки такой же кудесник, как и все остальные поэты.
Жизнь Винни-Пуха целиком состоит из ряда бессмысленных событий, которые – на самом деле – являются полноценными. Особенно хорошо это заметно в книге, но мультфильм тоже дает некоторое представление о происходящем. Причем подвиг увенчивается то спасением (освобождение из норы Кролика), то обретением благ (находка хвоста), все как у больших.
Можно продолжать бесконечно, но давайте лучше о том, что на самом деле стоит за милыми персонажами детского мультфильма.
Давайте предположим, что советский Винни и его милновский коллега – не просто медведи, а герои эпоса со всеми их признаками. Чего далеко ходить? Сам Милн упоминал об этом, не говоря уже о более поздних исследователях его творчества.
Пятачок
Милый розовый поросенок, разговаривающий женским голосом. Свинья, она же кабан, во многих мифологических традициях – символ то боевой мощи, то плодородия. В тайный и явный символизм вепря верили все, кому не лень, но мой фаворит, конечно, кельтский кабан как волшебная тварюка, в которую валлийские боги превратили валлийского царя за грехи его тяжкие. Кстати, это распространенный сюжет, вспомните только товарищей Одиссея, которых превратила в свиней коварная Цирцея. В общем, относиться к свинье можно очень по-разному, но единственное, что не вызывает противоречий – это сила и серьезность зверя.
Что же мы видим в мультфильме? Милое розовое создание в клетчатых штанишках, которое разговаривает тоненьким голоском и любит воздушные шарики. Но у него есть дома ружье, что мгновенно перечеркивает кажущуюся беззащитность. В принципе, как для начала 20 века подход очень годный – зачем поднимать противника на клыки, если можно тупо продырявить его из пушки? Недорого, почти нехлопотно.
Пятачок неизменный спутник и лучший друг Винни Пуха. В общем-то прием тоже очень классический – рядом с настоящим рыцарем тусуется его несерьезный Санчо Панса, Сэм Гэмджи, певец Лютик, цветная подружка главной героини. Он помогает Пуху в его походах и подвигах, будь то поиски меда или поедание сгущенки в доме Кролика.
Ослик Иа
Осел Иа (Иосиф Александрович, не иначе) в мультфильме символизирует жесточайшее уныние. Его депрессия настолько глубока, что в качестве защитной реакции вызывает только смех.
Образ осла трансформировался от культуры к культуре, шествуя через столетия то как символ смирения и терпения, то как символ глупости и невежества. В нашем случае налицо корни христианской традиции, где на осле в Иерусалим въезжает Христос, а транспортное средство Валаама внезапно разговаривает с ним человеческим голосом и говорит, мол, как же так, Валаам, кто же так себя ведет. Еще был мертвый осел, челюстью которого Самсон завалил целую тысячу филистимлян (врут, наверное), понимайте это как хотите, некоторые вещи нужно оставлять воображению.
Нельзя сказать, что образ Иа в мультфильме так уж сильно отличается от классических толкований. Как и в древних текстах, он терпелив, не очень умен, но старателен и упрям. И, как и в классических мифах, очень многое зависит от того, кто на нем ездит – в данном случае «ездит», скорее, метафора.
Винни Пуху благодаря его мощной животной харизме удается поднять настроение Иа и даже заставить его плясать и веселиться путем возвращения ему потерянного хвоста (возможно ли, что веселый нрав у Иа находился в кончике хвоста, с которым он воссоединился?).
Сова
Известно, что Сова и Кролик были единственными персонажами, которых Милн выдумал от и до, не пользуясь подпорками вроде плюшевых игрушек. Кролик и Сова были существами из плоти и крови в этом заколдованном лесу, полном воображаемых чуваков с опилками вместо мозгов.
С образом Совы все более или менее понятно – она, как и в классических мифах, символизирует мудрость. Однако в мультфильме (и книгах Милна — прим. редакции) многое поставлено с ног на голову, и мудрость старой птицы подменяется внешними признаками ума – велеречивостью, заковыристыми монологами и заумной терминологией. Мозгов, как мы понимаем, это не добавляет, хотя на опилкоголовых зверей производит огромное впечатление.
Кстати, вам будет полезно знать, что в оригинальной сказке все персонажи мужского пола демонстрируют разные типы классических английских школьников Викторианской эпохи. Да, вот такие там были школьники. По каким соображениям «Союзмультфильм» раз за разом превращает мужских персонажей в женских (вспомним, например, Багиру, превращение которого в женского персонажа сломало основополагающий конфликт истории о Маугли и родило миллион похабных анекдотов) – непонятно.
Выглядит, тем не менее, Сова в своей шляпке с лентами как ужасная советская учительница-пенсионерка, которая уже даже не вымораживает слушателей, потому что они вообще не обращают внимания на то, что она там говорит.
Кролик
Еще один персонаж с мозгами. В отличие от Совы – действительно умный. Как и Сова, не стесняющийся демонстрировать всем окружающим свой интеллектуальный багаж. При этом он носит модные подкатанные джинсики и рубашку, завершая свой бесподобный образ хипстерскими очками. Дома у него идеальный порядок, хоть мебель и страдает обратной перспективой, у стены умывальник, у двери коврик, над ковриком балкон.
Отношение к зайцу и кролику в мифологиях мира довольно двусмысленное. Он то предстает перед нами в образе похотливой скотины, которая только и знает, что размножается, то становится символом удачи и мудрости. В принципе, на этом можно и закончить разговор о Кролике, но все же упомяну еще одну вещь: в изобразительном искусстве Древнего Китая лунный заяц сидит на луне под сенью Мирового Древа и толчет в ступе эликсир бессмертия (На поляне траву // Зайцы в полночь косили). Вот, теперь хватит.
Хотя, конечно, Кролик обычный задрот.
Винни Пух
И вот она, самая вкусная часть образной символики «Союзмультфильма».
Медведь – один из главных героев животного эпоса всех народов, которые когда-либо встречались с медведем. Мишка находится в центре множества ритуалов и обрядов, популярность которых объясняется, в частности, большим сходством человека и зверя (до того, что некоторые народности до сих пор верят в свое медвежье происхождение).
Ближайшие к Милну культуры германцев и скандинавов полагали медведя спутником богов войны, даже выдумали называть берсерками тех, кто приходил в боевое неистовство, покушав мухомора. Кстати, в медведя превращался Один. Запомните эту мысль.
Земляки же Заходера и Хитрука до сих пор полагают медведя символом своей страны. Так вышло, что культ медведя у славян корнями уходит в такую древность, что страшно сказать, – мишка был священным животным Велеса. Упав на плодородную почву славянских мифов, история о Винни Пухе приобрела немного другой подтекст, нежели можно было предположить, ознакомившись с книжкой.
Итак, медведь, который умеет слагать стихи, ничего не боится, то и дело попадает в разные ситуации, из которых выходит победителем, благодаря своей смекалке и парадоксальной логике. На кого же похож этот медведь? На самого настоящего Одина. Нет, я не переела мухоморов, мне просто делать нечего.
Итак, почему Винни Пух символизирует Одина?
- Медведь – животное, в которое умел превращаться Один;
- Винни Пух – поэт, как и Один, нахлебавшийся меда поэзии;
- Мед, который похищает Винни Пух (ну, пытается), созвучен ограблению Одином великана Суттунга ради меда поэзии;
- Винни Пух, застрявший в норе Кролика, – насмешливое передергивание истории о том, как Один сверлил дырку в скале и лез в нее, превратившись в змею (тоже во время похищения меда);
- Один по заветам скандинавских скальдов обладает несколькими десятками кеннингов (составные иносказательные определения), как и Винни Пух, именуемый также Друг Пятачка, Приятель Кролика, Открыватель Полюса, Утешитель Иа-Иа, Находитель Хвоста и даже Винни де Медведь;
- Дерево с пчелами, на котором висит в ожидании Пятачка с зонтиком и ружьем Винни Пух, рифмуется с Мировым Деревом Иггдрасилем, где Один висел, пронзенный копьем, ради получения магических рун.
Продолжить печальный список притянутых за уши аналогий может каждый желающий в комментариях к этому тексту.
Лично мое мнение таково: хорошо, что о бестолковом, как Швейк, мишке с набитой опилками головой и девчачьим именем (Винни – имя медведицы Виннипег из Лондонского Зоопарка) сняли в «Союзмультфильме» всего три серии. Полагаю, если бы их было больше, мозги детишек были бы свернуты еще сильнее, чем у меня.
Филолог, воспитанный консервными ножами, смотритель мультфильмов.