Убить свою мать: байкеры, организации и ценности конфликта в сериале «Сыновья Анархии»
Привет. В Калифорнии дела не очень. В округе Сан-Хоакин, расположенном в Центральной долине Калифорнии, находится выдуманный город Чарминг с населением в 14 тысяч 679 человек. А в выдуманном городе Чарминг находится штаб-квартира выдуманного мотоклуба «Сыны Анархии», выступающего главным героем одноименного сериала.
Довольно много народу снимается в этом сериале, и у каждого персонажа непростая уголовная судьба. И много всякой довольно фантасмагоричной ерунды, заведомо нереальной. Всё ж таки, это не производственный роман, это фикшн.
Люди, знакомые с американскими outlaw-байкерами, не очень любят этот сериал, потому что, по их словам, американские байкеры – совсем другие ребята, значительно хуже, тупее и трусливее описанных в сериале людей. Но речь не об этом.
Есть такой феномен: люди видят только то, что позволяет им увидеть их внутренний мир. Для меня, например, «Адвокат дьявола» – это фильм про амбиции и этические вопросы их реализации. При этом я знаю адвоката, для которого это обучающий фильм с небезынтересными юридическими решениями. А для более истово верующих людей, чем я, – это фильм про спасение бессмертной души. Поэтому допускаю, что для байкеров это фильм про байкеров. А для меня, как для человека, который уже много лет занимается построением различных идеологических организаций, это обучающее видео про принципы организационной работы. И в этом смысле он может открыть глаза на очень большое количество рабочих моментов.
В частности, он обучает важнейшему принципу построения любой организации. Принцип этот заключается в том, что для функционирования организации идеология важна, но вторична. А первичным условием функционирования организации является налаженный кэшфлоу.
Идея – это та вещь, которая позволяет создать организацию. Идея может быть любой. В мире, населённом семью миллиардами человек, какой бы ни была идея, люди к ней приложатся. Даже если это идея: «йо, давайте все налоги, кроме двух, отменим, и тогда заживём». Всё равно даже на такую, ничем, кроме пустого трёпа, не подкреплённую, идею слетятся какие-никакие, а люди. Идея определяет качество людей, которые будут на неё слетаться, но какой бы она ни была, люди слетятся всё равно.
И я видел и продолжаю видеть огромное количество людей, которые в своей организационной деятельности считают, что именно идея является той краеугольной вещью, которая и есть причиной триумфа или фиаско организации. И поэтому эти люди с утра до ночи сидят в кафе для стартаперов, пьют смузи и полируют идею до алмазного блеска.
А потом всё кончается пшиком. Потому что идея – это отлично, и яркая свежая сияющая идея привлекает ярких свежих сияющих людей, а потом они как прилетели, так и улетают, разбегаются. Потому что идея, как привлечь людей, была, а идея, как организовать кэшфлоу, не появилась.
Все успешные организации в нашей жизни, государственные или негосударственные, неважно, политические партии, социальные службы, полиция, церкви, секты, сети ресторанов, обладают двумя ключевыми параметрами: идея организации и кэшфлоу, схема течения денег в организацию.
Банда байкеров из Калифорнии – это просто красивая иллюстрация для того, как схема кэшфлоу и идея организации, контактируя друг с другом, порождают конфликт, способный похоронить под собой не только организацию, но и половину штата. И как организация борется с этим внутренним конфликтом.
Ещё со времён величайшего сериала «Клан Сопрано» был выработан рецепт успешного сериала, приковывающего внимание зрителей. Этот рецепт очень простой – конфликт. Ты снимаешь драму – покажи людям драму. Покажи людям конфликт в каждой сцене. Буквально в структуру каждой сцены ещё на уровне сценария должен быть заложен конфликт между участниками сцены.
Если в кадре Джекс Теллер пьёт кофе и разговаривает со своей матерью Джеммой Теллер – значит в беседе должна как минимум присутствовать ложь и недомолвка, которая создаст конфликт внутри того, кто лжёт. А как максимум – собеседник должен услышать эту недомолвку, чтобы она и внутри него создала конфликт, который будет закреплён многословными подтверждениями в конце диалога о том, как они друг друга любят.
Если в кадре находится кандидат – полноправные члены клуба должны как-то над ним подшутить, чтобы создать конфликт, подчеркивая неравенство. А он может попробовать отшутиться в ответ, чтобы реализовать конфликт и спровоцировать члена клуба пойти на нежелательную эскалацию.
Если в кадре старый и новый шериф – они могут обсудить разницу в подходах к деятельности правоохранителей Чарминга раньше и сейчас и намекнуть друг другу на коррумпированность.
В общем, в этом суть драмы – экранизация конфликта. И на тактическом уровне, просто в кадре, конфликт в «Сынах Анархии» экранизируется просто идеально, не хуже, чем в «Сопрано».
Но на стратегическом уровне, на уровне функционирования организации, конфликт описан ещё лучше. С моей точки зрения, главный конфликт – это как раз не конфликт между членами организации и не конфликт между членами организации и огромным злобным внешним миром, подкидывающим всё новые вызовы. Главный конфликт – внутренний конфликт самого клуба, конфликт между идеологией и бизнесом.
Ещё со времён величайшего сериала «Клан Сопрано» был выработан рецепт успешного сериала, приковывающего внимание зрителей. Этот рецепт очень простой – конфликт.
Идеология байкерства подразумевает свободу и независимость. Структура кэшфлоу, заключающаяся в торговле оружием, подразумевает, с одной стороны, максимальный контроль организации над каждым её членом, контроль уровня секты, уровня «Свидетелей Иеговы». С другой стороны, рисковость бизнеса подразумевает необходимость регулярно отбрасывать и уничтожать членов организации. А идеология клуба, наоборот, подразумевает максимальную защиту участников клуба от всех внешних угроз. Идеология клуба подразумевает, что клуб заменит его члену государство и все государственные функции, начиная с функции защиты. А бизнес подразумевает, что время от времени от членов клуба придётся избавляться. А идеология клуба подразумевает прозрачность отношений внутри клуба и возможность потребовать от руководства ответа на любой самый неприятный вопрос.
Вот и весь организационный конфликт, происходящий на протяжении 7 сезонов. Все решения такого конфликта являются временными, поскольку конфликт заложен в саму структуру его существования. Поэтому семь сезонов подряд будут приниматься неоднозначные, сложные и нетривиальные решения, которые будут решать одну из существующих проблем и создавать две новых. Поэтому сериал «Сыны Анархии» и набрал самый высокий рейтинг за всю историю существования канала FX.
Поэтому его все и смотрят. Всем близки проблемы калифорнийского байкера, барыжащего палёными стволами от ирландских националистов с негритянскими бандами. Потому что это только кажется, что это проблемы байкера. Это проблемы любого человека, существующего в рамках коллектива и сталкивающегося со стандартными проблемами внутри коллектива.
Вместо того, чтобы проводить тренинги по корпоративной ерунде, всякому тимбилдингу и прочей бесполезной херне, по эффективности не уступающими чемпионату этажа по «Весёлой Ферме», руководителям всех организаций на свете, а также людям, желающим быть главой любого коллектива от семьи включительно, следует мучительно вглядываться в проблемы Джекса Теллера, ставить кино на паузу каждые три минуты и спрашивать себя, что произошло на организационном уровне, в чём причина конфликта и каковы варианты его разрешения.