Share, , Google Plus, Pinterest,

Posted in:

Культ кино: рецензия на «Железного человека»

С чего все начиналось

В «Железном человеке» нет нехватки запоминающихся сцен, даже по сравнению с более эпическими картинами MCU. Кто-то при повторном просмотре слово в слово цитирует финальную речь Тони Старка («правда в том, что… я и есть Железный человек»), а кто-то еле сдерживает слезы, наблюдая за героической жертвой Инсена, товарища протагониста по заключению. Мне же всегда вспоминается первый полноценный полет эксцентричного миллиардера: Тони пытается подняться как можно выше, временно теряет контроль над заледеневшим костюмом и кубарем летит вниз. Еще секунда, и от гениального изобретателя осталось бы кровавое месиво, но Старк вовремя выравнивает свою траекторию и, лихо смеясь, возвышается над ночным Лос Анджелесом. Эта сцена не только показывает, насколько дерзкий и самоуверенный наш протагонист, но и служит хорошей метафорой решительности самого Джона Фавро, создателя картины.

Сейчас в это непросто поверить, но 11 лет назад производство «Железного человека» было не менее рискованной затеей, чем спонтанный полет Тони. Вы только подумайте об амбициях создателей картины – они задумали рассказать историю почти неизвестного супергероя, взяв на центральную роль талантливого, но безответственного сорокалетнего актера. И все это во время накалившейся экономической ситуации, когда публика вполне могла проникнуться ненавистью к самодовольному богачу-супергерою. Но риск окупился – вместо того, чтобы разбиться о холодную реальность, «Железный человек» оказался именно той эскапистской фантазией, которая очаровала зрителей по всему миру. Более того – лента стала краеугольным камнем самой успешной кинофраншизы нашего времени. В чем же секрет ее успеха?

В 2005 году Кристофер Нолан показал, что экранизации комиксов могут быть умными. Спустя три года, Фавро добавил и свою лепту в список подобных адаптаций, продемонстрировав, что ребячество, серьезные размышления и стиль – не взаимоисключающие понятия.

Хотя сейчас фильмы MCU можно считать чем-то вроде эталона блокбастеров о супергероях, фильм Фавро решительно шел против всех тогдашних жанровых канонов. Моментально узнаваемый протагонист, гарантирующий толпы мальчиков-подростков в кинотеатрах? Нет, обойдемся без этого. Фантастический, сильно стилизованный сеттинг? Напротив, первые кадры «Железного человека» выглядят почти документально – тут трясущаяся ручная камера, длинные планы афганской пустыни и классический рок, звучащий на фоне. Возвышенные, поэтические монологи? Их место заняли разговоры, позаимствованные из какого-то мамблкора – герои то и дело перебивают друг друга, обмениваются отрывками фраз и больше говорят о бургерах, чем о силе и ответственности.

Если до этого фильмы о супергероях за редким исключением считались развлечением для школьников, студентов и склонных к ностальгии мужчин среднего возраста, то «Железный человек» нацелился на куда более широкую аудиторию. Ведь это, по сути, не фильм о героях в пестрых плащах и резиновых костюмах, а полноценная комедия, правда, с щедрым вкраплением военной драмы. Да и протагонист уже не подросток, спонтанно получивший необъяснимые силы, а взрослый мужчина, который борется и с внешней угрозой, и с внутренними демонами. В 2005 году Кристофер Нолан показал, что экранизации комиксов могут быть умными. Спустя три года, Фавро добавил и свою лепту в список подобных адаптаций, продемонстрировав, что ребячество, серьезные размышления и стиль – не взаимоисключающие понятия.

Iron Man/ Оригинальное название

126 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
2 мая 2008 / ПРЕМЬЕРА

супергеройское кино ЖАНР

РЕЖИССЕР:
Джон Фавро

СЦЕНАРИЙ:
Марк Фергус
Хоук Остби
Артур Маркам
Мэтт Холлоуэй

В РОЛЯХ:
Роберт Дауни-мл.
Гвинет Пэлтроу
Терренс Ховард
Джефф Бриджес

Пожалуй, важный показатель того, насколько грамотно подобран актерский состав ленты – то, что персонажи не теряются на фоне всех взрывов, зрелищных драк и головокружительных роботов.

Конечно, термоядерный реактор, вдыхающий жизнь во всю эту историю – Тони Старк в исполнении несравненного Роберта Дауни-младшего. Параллели между персонажем и актером очевидны – оба чрезвычайно талантливы, прошли непростой путь от статуса признанного вундеркинда из влиятельной семьи, до звания скандального тусовщика и окончательного признания. Последовавшие картины MCU позволили Дауни использовать еще больше своего личного опыта и переживаний, но уже тут сходство с героем заставляет актера выглядеть неожиданно искренне. В отличие от Супермена, Бэтмена или даже Человека-паука Сэма Рейми, Тони скорее похож на живого человека, чем на идеал, созданный для вдохновения зрителей. Его сущность раскрывается в мельчайших но важных деталях: Старк кажется упрямым и самовлюбленным, но вот часть его фасада рушится, и перед нами одинокий, слегка невротичный мужчина, разговаривающий со своей техникой. Если вы тоже когда-либо ругали компьютер за то, что он не вовремя отключился, то вот он – герой, с которым можно себя ассоциировать.

Даже если бы «Железный человек» не задал тренд и не послужил началом некого Ренессанса комикс-экранизаций, он все равно был бы достоин парочки повторных просмотров. Хотя бы ради той самой сцены с первым полетом Тони.

Пожалуй, важный показатель того, насколько грамотно подобран актерский состав ленты – то, что персонажи не теряются на фоне всех взрывов, зрелищных драк и головокружительных роботов. Хотя фильм формально рассказывает о глобальной проблеме, его сердцевина – отношения между Тони и Роудсом (Терренс Ховард), Тони и Обадайей (Джефф Бриджес) и, конечно, Тони и Пеппер (Гвинет Пэлтроу). Некоторые западные критики остались недовольны тем, как был реализован образ Обадайи – мол, Бриджес так и не вышел из образа Чувака. Тут я решительно не согласна. Пусть сюжетный поворот с предательством Стейна и очевидный, но злодей в исполнении Джеффа получился куда более убедительным, чем некоторые поздние марвеловские антагонисты.

«Железного человека» чаще всего вспоминают именно как фильм, положивший начало кинематографической вселенной Marvel. Конечно, это важный аспект – лента действительно закладывает некоторые сюжетные линии, без которых первая фаза MCU не состоялась бы. Но в первую очередь, картина Фавро – просто чертовски хороший фильм. Тут отличный, действительно смешной сценарий, удачный каст, стильный саундтрек от Рамина Джавади и впечатляющие боевые сцены. Даже если бы он не задал тренд и не послужил началом некого Ренессанса комикс-экранизаций, «Железный человек» все равно был бы достоин парочки повторных просмотров. Хотя бы ради той самой сцены с первым полетом Тони.

Ratings in depth

  • #ЖиваяКлассика
10 10

Review overview

Summary

Ratings in depth

  • #ЖиваяКлассика
10 10