Три шага по луне: Почему кино – ключ к расшифровке нового альбома Arctic Monkeys

Долгожданный альбом британцев Arctic Monkeys наверняка удивил и фанатов и критиков. Вместо «стадионных гимнов» и гитарных соло, Tranquility Base Hotel and Casino наполнен минималистичными мелодиями и, без преувеличения, современной поэзией. Кажется, фронтмен группы Алекс Тернер решил до отказа наполнить пластинку размышлениями о политике и религии, а заодно – отсылками к своим любимым фильмам. Остальные музыканты, судя по всему, любят кино не меньше Тернера, так что альбом получился скорее саундтреком к несуществующему фильму, чем ожидаемым сборником рок-песен. Неудивительно, что в придачу к концерту в Сиднее группа решила провести еще и кинофестиваль и показать любимые ленты Френсиса Форда Копполы, Пола Томаса Андерсона и Микеланджело Антониони.

Чтобы понять, что находится за стенами загадочного отеля Tranquility Base, поговорим об источниках вдохновения группы. К счастью, у Алекса и его друзей замечательный вкус в кино.

Научная фантастика и полеты на Луну

Само название альбома Tranquility Base Hotel and Casino – отсылка к Базе Спокойствия, месту приземления Аполлона-11 во время первого полета на Луну. Вдохновляясь научной фантастикой, Тернер рисует будущее, в котором База Спокойствия стала полноценным местом отдыха для космических путешественников. Заметно, что весь альбом вдохновлен старыми сай-фай лентами – в текстах отсылки к «Автостопом по галактике» и киберпанку, а музыка напоминает саундтреки к фильмам 1960-х.

В песне «One Point Perspective» певец развивает мысль о покорении космоса, вскользь упоминая о том, что где-то рядом с его вымышленным отелем находится лунная база «Клавиус» из ленты «Космическая одиссея 2001» Стэнли Кубрика. Вообще, Алекса Тернера вполне можно назвать одним из главных поклонников Кубрика среди современных рок-звезд. Название второго трека тоже навеяно привычкой режиссера использовать в своих фильмах перспективу в одну точку для создания неуютной атмосферы. Еще один оммаж – фраза «hokey cokey with the opposite sex» из песни «Four out of Five», которая напоминает эвфемизмы из «Заводного апельсина». К слову, название предыдущего альбома группы, Suck It and See, было навеяно надписью на стене в этом же фильме.

Ну и, конечно же, сложно поверить, что полузаброшенный роскошный отель из фантазий Тернера не был хоть частично вдохновлен знаменитым Оверлуком из «Сияния». Впрочем, рокеры не скрывают кинематографические параллели, а всячески подчеркивают их в первом музыкальном видео к песне «Four out of Five». Тут и туннель, напоминающий «Заводной апельсин» (на самом деле, это мюнхенское метро), симметрия, загадочное красное свечение, отсылающее нас к «Суспирии», и стилизация под телепередачи 1980-х.

Лола и Гвидо

Судя по всему, на альбом сильно повлияла не только американская научная фантастика, но и европейское кино. Например, члены группы в интервью не единожды рассказывали о своей любви к ленте «8 ½» Федерико Феллини, и это чувствуется как и в текстах песен, так и в музыке. Некоторые мелодии отдаленно напоминают работы композитора Нино Рота, известного благодаря плодовитому сотрудничеству с Феллини. Сам же Алекс ощутимо ассоциирует себя с Гвидо – главным героем картины «8 ½». Персонаж Марчелло Мастроянни необычайно талантлив, но страдает от отсутствия новых идей и тщетно пытается снять научно-фантастическую ленту, хотя ему даже построили для этого дорогущую космическую ракету.

Еще одна тема, которую поднимает и Феллини и Алекс Тернер – борьба с демонами прошлого и влияние детских воспоминаний на взрослую жизнь. Правда, если Феллини обычно бывает довольно откровенным со зрителем и честно рассказывает о юношеских ошибках и сложном отношении к католицизму, то Тернер скрывается за альтер-эго. В песнях с Tranquility Base Hotel and Casino он, видимо, исполняет роль рок-звезды, прожившей лучшие годы своей жизни в 1970-х и размышляет над тем, не был ли он слишком оторванным в юности.

Can I please have my money back?» («American Sports») — отсылка к немецкому триллеру «Беги, Лола, беги».

В отличие от предыдущих альбомов группы, в Tranquility Base Hotel and Casino почти нет песен об отношениях, но Алекс все равно умудряется вспомнить свои личные переживания. И снова с помощью киноаллюзии. Фраза «аnd I never thought, not in a million year that I’d meet so many Lolas. Can I please have my money back?» («American Sports») – отсылка к немецкому триллеру «Беги, Лола, беги». Протагонистка фильма была вынуждена за двадцать минут найти сто тысяч франков, чтобы спасти своего парня. Судя по всему, Тернер либо сожалеет о том, что кто-то из бывших излюбленных его метафорически спасал, либо о том, что тратил слишком много усилий на отношения.

Впрочем, это не единственная возможная трактовка – некоторые фанаты увидели в имени связь с романом «Her Name Was Lola» Рассела Хобана. Главная героиня – женщина среднего возраста, потерявшая вдохновение и во многом напоминающая Гвидо Феллини. В книге даже есть строчка: «There are so many Lolas!»

Классика и подзабытые эксперименты прошлого

What do you mean, you’ve never seen Blade Runner?
«Мир на проводе» 1973 года Райнера Вернера Фассбиндера
«Сочувствие господину Месть» Пака Чхан-Ука

По словам фронтмена группы, одним из основных источников вдохновения для него стал двухсерийный футуристический триллер «Мир на проводе» 1973 года Райнера Вернера Фассбиндера, который считается первым фильмом в стилистике киберпанк. В то же время, Тернер в своих песнях подтрунивает над снобами, которые считают определенные фильмы обязательными к просмотру («What do you mean, you’ve never seen Blade Runner?»). Возможно, именно поэтому в альбоме так ловко сочетаются отсылки к признанным шедеврам и чуть менее известным картинам.

Например, на визуальное оформление и звучание альбома повлияла культовая трилогия Жан-Пьера Мельвиля: «Самурай», «Красный круг» и «Полицейский». Истории объединяет то, что в каждой из них сыграл Ален Делон, каждая рассказывает об одиночестве и в центре каждой из них так или иначе находится лаунж-клуб, где звучит джаз. Джазовым альбом никак не назовешь, но в меланхоличных песнях вполне можно угадать настроение фильмов Мельвиля. Точно так же, хотя в текстах нет ни слова о мести, а в музыке нет восточных мотивов, в общем настрое можно угадать атмосферу еще одной горячо любимой Тернером трилогии – работ Пака Чхан-Ука «Сочувствие господину Месть», «Олдбой» и «Сочувствие госпоже Месть». Любопытно, что Алекс напрямую упоминает об этих фильмах в песне Batphone, общий посыл которой – боязнь того, что технологии постепенно заменяют обычное общение, и что человечество становится узником своих изобретений. Конечно, у среднестатистического пользователя интернета гораздо больше свободы, чем у заточенного в крохотной комнате героя «Олдбоя», но параллели определенно есть.

Чуть менее знаменитый фильм, очаровавший группу во время написания Tranquility Base Hotel and Casino – франко-итальянская экспериментальная экранизация рассказов Эдгара Аллана По «Три шага в бреду» (1968). Хотя лента в свое время получила неоднозначные отзывы от критиков, несложно угадать, чем она понравилась музыкантам. Дело в том, что у картины три режиссера – Роже Вадим, Луи Маль и Федерико Феллини, каждый из которых снял по одной части ленты. Каждая из глав фильма сильно отличается от остальных почерком снявшего её режиссёр: тут есть и откровенно эротическая виньетка, и сюрреализм, и настоящие ужасы. Именно поэтому ленту можно считать блестящим примером сочетания несочетаемых на первый взгляд вещей. А заодно – реликтом гораздо более простых времен, когда уважаемые режиссеры из разных стран могли запросто объединиться ради того, чтобы снять сомнительную хоррор-антологию со странными музыкальными вставками. Неудивительно, что в футуристическом альбоме Arctic Monkeys столько ностальгии.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: