Share, , Google Plus, Pinterest,

Posted in:

«1602» Нила Геймана: мутанты против инквизиции

Средневековая фантазия от создателя «Песочного человека»

Если бы гики всех стран могли избрать собственного короля, то им бы оказался, вероятней всего, Нил Гейман. Фанаты комиксов благодарны ему за «Песочного человека» (иными словами — за серьезный аргумент в пользу «взрослости» любимого медиума). Поклонники сатиры и ужастиков перечитывают «Американских богов» и «Добрые предзнаменования», а шерлокоманы признают «Этюд в изумрудных тонах» одним из лучших фанфиков о Холмсе. Написать пару серий «Доктора Кто»? Для Геймана это обычное дело. Выступить сценаристом комиксов о Бэтмене? Почему бы и нет.

И все же, среди главных козырей Геймана, приумножающих его писательские заслуги — искренняя любовь к культовым франшизам и самоидентификация как гика. Для многих он является эдаким символом того, что можно наивно увлекаться «Доктором Кто» и мифологией, по-гиковски писать о монстрах и призраках и все равно оставаться одним из самых крутых парней на свете (внешность потрепанной жизнью рок-звезды и легендарная инди-исполнительница Аманда Палмер в качестве жены — приятные бонусы).

Гейман работал с издательством Marvel до обидного мало: на счету британца два выпуска «Стражей галактики», несколько историй о расе Вечных и мини-серия «1602», вышедшая ровно 15 лет тому назад. Можно предположить, что автор просто не любит вселенную Мстителей, но каждый выпуск мини-серии упрямо доказывает обратное. Знаковые персонажи Marvel тут предстают в ипостасях жителей Великобритании времен королевы Елизаветы. Несмотря на то, что супергероев преследуют и клеймят как богомерзких чародеев, многие из наших любимцев умудряются выжить в этом параноидальном и суровом мире.

Ник Фьюри все так же стоит на страже государственной безопасности, вот только теперь он — советник ее Величества. Ещё один верный слуга монарха — доктор Стивен Стрэндж, придворный целитель и мудрец. В результате мистического кораблекрушения, четверо мореплавцев получают странные способности (та самая Фантастическая четверка), а по мрачным переулкам Лондона бродит слепой ирландский менестраль Мёрдок (тот, что Сорвиголова). Можно бесконечно описывать изобретательно перекрученные предыстории знакомых героев, но не стану — гораздо интересней узнавать их, читая сам комикс и пытаясь догадаться, как все эти ребята вообще попали в начало 17 века.

Хотя большинство читателей обратили внимание на комикс именно из-за сценариста, львиная доля его шарма — работа Энди Куберта. Художник наполнил мир средневековых героев мрачным тенями и светом оранжевых факелов, даже старые любимцы в таком антураже выглядят зловеще. И не зря — каждый из них может оказаться предателем, который выдаст мутантов охотникам за ведьмами или попытается отравить королеву.

Создание новых версий знакомых читателям миров – среди любимых ходов крупных комикс-издательств. Фанатам нравится смотреть на давно знакомых персонажей под новым углом: ужасаться злодеяниям Бэтмена-антагониста или представлять, что было бы, приземлись Кларк Кент в СССР. Писатели же получают больше пространства для полета фантазии – вместо того, чтобы следовать четкому канону и вспоминать, какие необратимые события описывали их предшественники, они начинают историю с чистого листа.

DC создали для таких комиксов отдельный импринт – Elseworld, для работы в котором часто привлекают известных сценаристов, Marvel ограничились парой десятков серий и событий вроде мрачной линейки Marvel Zombies. И все же, у таких историй тоже есть минусы. Иногда они грешат преобладанием формы над смыслом — авторы придумывают забавные версии персонажей и не слишком заморачиваются с историей. Фанатам тоже приходится непросто. Если главная прелесть комикса – необычные интерпретации действующих лиц, то неподготовленному читателю, не знакомому с тонкостями их ориджина, будет просто скучно.

К счастью, Гейман — удивительно талантливый сказочник, который выплетает абсурдный, но захватывающий сюжет. Даже если вы не заметите некоторые отсылки, то сценарий все равно вас позабавит: тут и драма, и юмор, и головокружительные приключения. А вот поклонники «Песочного человека» могут быть разочарованы — по сравнению с эпической историей Морфея, «1602» выглядит прямолинейно и просто. В то же время, стоит ли вообще сравнивать настолько разные работы? У Нила хватает серьезных комиксов, но это — совершенно развлекательная басня в духе «а представьте, что было бы, если…». Именно в этом все ее очарование.