Share, , Google Plus, Pinterest,

Posted in:

Новогодний эпизод: «Резолюция»

Одиннадцатый сезон «Доктора Кто» вызвал немало споров и нареканий, от критики мало раскрытых персонажей, до непонятных новых монстров, сюжетно не связывающих главную героиню с предыдущими инкарнациями. Новогодний эпизод умудрился проделать работу над ошибками и попутно допустить парочку новых. Крис Чибнелл попытался унять гнев фанатов, следуя одним традициям сериала и игнорируя другие, не менее важные. Рассказываем, почему у «Резолюции» много потенциала но это все еще не идеальная серия сомнительного сезона.

Эпизод открывается небольшим прологом о великой битве, случившейся на Земле в 9-м веке. Трем противоборствующим кланам удается победить великого внеземного врага. Но чтобы удостовериться в том, что он не нападет снова, воины разрубили его тело на три части и похоронили в разных уголках Земли — на острове Анута в Тихом океане, в Сибири и, конечно, в английском Шеффилде. Уже в 2019 году один из фрагментов находят двое молодых археологов и невольно пробуждают зло восстать из мертвых. Тем временем Доктор и ее команда, наблюдая космические новогодние фейерверки, получает сигнал о появлении того самого наиболее опасного существа во всей вселенной. Оказывается, перед нами далек, а значит Доктор спешит на Землю разобраться с давним врагом.

Далеки

С того момента, как мы услышали, что в новогоднем эпизоде будет упомянуто самое смертоносное существо во Вселенной, было нетрудно предсказать, что далеки вернутся в сериал. Впрочем, я не была уверены до конца, ведь Крис Чибнелл утверждал не раз, что не намерен возвращать в сериал старых монстров.

Как результат, лучшая часть «Резолюции» — завязка, в которой представлен классический враг Доктора в совершенно новом ключе. Здесь особенно интересно наблюдать, как разные авторы обходятся с культовым персонажем, “родившимся” раньше их самих. К примеру, Чибнелл выбирает абсолютно новый подход, напоминающий инопланетные хорроры в духе «Чужого». Проблема с далеками переходит от одного шоураннера к следующему — современного зрителя тяжело напугать роботизированным монстром с вантузом вместо оружия. Чибнелл умело обыгрывает решение самого Рассела Т. Дэвиса — обратится к сути далека, его истинной форме, которая может оказаться угрозой не хуже, чем смертоносный луч его металлической оболочки.

Здесь, конечно, не обошлось без промахов. Дело, прежде всего, в исполнении и режиссуре. Шарлотта Ричи в роли археолога Лин, оказавшейся в плену у далека, настолько неубедительно играет одержимую злом, что ее карикатурные зловещие гримасы приходится скрывать хаотичным монтажом. Тот же Дэниел Адегбойега в роли Аарона (отца Райана) намного органичней смотрится в сцене одержимости инопланетянином. Между тем, даже иронично, что в сезоне где Доктор — женщина, далек первым делом тоже выбирает для себя тело женщины как сосуд.

Еще один сомнительный выбор — озвучивать сцены с далеком зловещей гитарной музыкой. Такое решение дает скорее комедийный эффект из за своей безнадежной устарелости.

Между тем, появление в эпизоде далека хорошо сказывается на персоне самого Доктора. Вот и развитие для Тринадцатой, которого мы так ждали весь сезон. Но об этом в следующем пункте.

Доктор

Вот чего нам не хватало, чтобы разглядеть уникальность Тринадцатой — знакомый персонаж из прошлых сезонов. Именно здесь Доктор проявляет себя лучше, чем в предыдущих сезонах. Она достаточно прямолинейна и не так деликатна как Одиннадцатый (конфронтация с отцом Райана при первой же встрече). Персонаж Уитакер говорит невпопад и не всегда к месту. Она признает, что не знает всего («Что такое рэл?»). Тем не менее, вражда с далеками — непоколебимая черта характера, которая проявляется с первых секунд ее понимания, что на Землю прибыл ее вечный антагонист. «Я научилась думать как далек давным давно, — говорит Доктор, — это личное».

Возможно, после новогодней серии Чибнелл признает, что персонажи из прошлых сезонов помогают раскрыть личность нового Доктора лучше любых новых компаньонов. В таком случае надеемся, что в будущем на экран вернут и плачущих ангелов, и киберлюдей, и Тишину.

Спутники

Помните, как в итоговом тексте я жаловалась, что линия с отцом Райана так и не получила продолжения? Кажется, шоураннер прочитал этот текст, потому что параллельно с далеком в сюжет ворвался Аарон, бросивший сына еще после смерти матери много лет тому назад. Здесь нашлось место и для демонстрации теплых чувств между Грэмом и Райаном (теперь внук называет его «дедуля») и для неразрешенных конфликтов Аарона с сыном и приемным отцом.

Сцена в кафетерии, где Райан говорит папе все, что думает о его поступке — лучшее, что выдал Тосин Коул в этом сезоне в роли одного из спутников Доктора. Впрочем, есть у этой сюжетной линии один большой недостаток — ее хронометраж. Проблему внука и деда развивали на протяжении всего сезона, тогда как конфликт отца и сына решился уже к финалу эпизода, очень быстро и внезапно. «Я прощаю тебя» — кричит Райан в попытке спасти папу.

И пока Грэму в новой серии уделяют необычно мало экранного времени, но все же оставляют несколько крутых панчлайнов («Семь миллиардов людей не могут победить одного кальмара, ты серьезно?»), Яс все так же отмалчивается на протяжении всей серии. Вы, кстати, помните, что она вообще-то офицер полиции? В «Резолюции» даже далек побыл в полицейской форме дольше, чем Яс во всем сезоне. Чибнелл уверял, что в новых эпизодах персонаж будет раскрыть значительно больше. Остается только верить и ждать.

Немного сатиры

В «Резолюцию» вернули не только далека но и почти что ЮНИТ. К счастью, до действий военной организации по борьбе с инопланетными вторжениями дело так и не дошло. Чибнелл нашел умный способ обыграть их отсутствие и это… критика Брексита. «Операции ЮНИТ были остановлены в связи с финансовыми спорами и последующим выводом средств основными международными партнерами Британии» — отвечает Доктору диспетчер службы безопасности. И действительно, как будет функционировать международная организация если статус отношений Британии с Европой слегка изменился? Тонко и умно, Чибнелл!

Шоураннер также успел потроллить традиционные семейные ценности и Netflix. Когда далек блокирует интернет на всем британском острове, Райан называет его монстром. Логично, ведь отключить вай-фай 1-го января, когда все сидят по домам с похмельем — настоящее зверство. Правда, следующая зарисовка с совершенно случайной среднестатистической семьей, которая вдруг понимает, что им придется общаться вместо того, чтобы сидеть в собственных гаджетах и смотреть Netflix, была совсем не обязательной и не смешной.

Референсы и аллюзии

— Сюжетная линия далека перекликается с легендарным появлением врага Доктора в серии Dalek (2005), где Девятый впервые встречает далека. Этот эпизод также сконцентрировался на одном представителе планеты Скаро и даже был номинирован на премию «Хьюго».

— Крис Чибнелл вводит новую разновидность далека, так что возможности этой инопланетной расы за 50 лет существования сериала, оказывается, еще не до конца изучены. В «Резолюции» представлен разведывательный далек. Он способен контролировать тело человека и регенерировать отрубленные части тела. Впервые далек был представлен в эпизоде The Daleks (1963), а статус самых опасных существ во вселенной они получили уже в эпизоде The Daleks’ Master Plan (1965).

— В новой серии упоминается ЮНИТ, с которым у Доктора долгая история общения. ЮНИТ, он же UNIT — военная организация, созданная в Британии в конце 1960-х годов. Ее цель — изучение и борьба с паранормальными и внеземными угрозами. Доктор начал тесное сотрудничество с Организацией Объединенных Наций, а именно с представляющей их военной организацией UNIT, еще в 70-х. Большое возвращение UNIT в обновленный сериал случилось в Aliens Of London в 2005. Однако после премьеры эпизода настоящая ООН связалась с BBC, заявив, что они больше не хотят иметь отношение к вымышленной организацией UNIT и попросили изменить это имя. В 2008-м вышел эпизод The Sontaran Stratagem, где UNIT уже означал Unified Intelligence Taskforce.

Вердикт: «Резолюция» — это хорошая попытка Чибнелла прислушатся к критике одиннадцатого сезона. Впрочем, главный ее недостаток в том, что это вовсе не праздничный эпизод. Рождественские серии «Доктора Кто» — это автономные мини-фильмы, сказочные приключения, так или иначе завязанные на сезоне праздников. В «Резолюции» совсем мало упоминаний о празднике, зато хватает плохого CGI в сценах с кальмарообразным далеком. Проблеме отца и сына хоть и уделили экранное время, однако разрешена она очень поспешно и без необходимого драматического накала. Это хороший рядовой эпизод «Доктор Кто», даже один из лучших в достаточно слабом одиннадцатом сезоне. Но это однозначно не новогодний спэшл.

Создание новогодней серии: