Share, , Google Plus, Pinterest,

Posted in:

Эпизод седьмой: «Керблам»

Седьмой эпизод возвращает во времена лучших сюжетных твистов от Стивена Моффата и худших от Рассела Т. Дэвиса. Распознать стиль самого Чибнелла все еще довольно сложно, разве что вновь вернуться к знакомой риторике об образовательности шоу и акценте на детскую аудиторию. «Керблам», который уместнее всего адаптировать как «Бабах» — это критика корпораций и новая попытка шоураннера приручить sci-fi составляющую «Доктора Кто». Без ошибок не обошлось.

Путешествие начинается с посылки, которую Доктор получает прямиком в ТАРДИС. В коробке она находит не только уже знакомую фанатам сериала феску, но и карточку с надписью «помогите». В лучших традициях шоу, галлифреец с компанией друзей отправляется прямиков на спутник планеты Кандока, где расположен крупнейший поставщик в галактике — Керблам.

FedEx и Amazon, держитесь

С тех самых пор, как в промо седьмого эпизода появился логотип «Керблам», отдаленно напоминающий FedEx, стало ясно, что скорей всего под прицелом Чибнелла на этой неделе окажутся титаны ритейла.

Даже исключив сюжетную линию с антагонистом, «Доктор Кто» саркастически намекает на не лучшие условия работы огромных корпораций такими казалось бы анекдотичными нюансами как мониторинг и GPS-маркировка сотрудников. Еще одна горячая тема — автоматизация работы, которая не первый год систематически отбирает рабочие позиции. По прогнозам, только в США к следующему году 10% рабочих мест будет сокращена из-за повышенной функциональности машин.

В контексте рутинной работы корпораций, между тем, был реализован отличный плот-твист с пузырчато-воздушной пленкой. Знающие сериал скажут, что такое мог придумать только Стивен Моффат — безобидный повседневный объект, который обретает новый зловещий контекст. Что-то подобное предыдущий шоураннер «Доктора Кто» уже когда-то сделал со статуями, снегом, тенями, лужами, трещинами в стенах и даже с wi-fi.

Ложный антагонист

Авторы преднамеренно развивают сюжет, выстраивая ложную интригу, в которой технологии в очередной раз угрожаю человеческим жизням. Такой ход даже в пределах «Доктора Кто» уже можно считать дурным тоном, не говоря о мировом кинематографе, где хватит одного Кубрика со смертоносным искусственным интеллектом из «2001: Космическая одиссея». К счастью, прием оказывается чистым плот-твистом — шоураннер проворачивает традиционную для себя схему в которой главным антагонистом вновь оказывается человек.

И если перевернутая схема угрозы, в которой компьютерная система просит Доктора защитить ее от человека — это несомненная победа в вопросе сценария, то сам злодей, к сожалению, оказывается очень слаб. Присутствия того самого уборщика Чарли на экране не так уж много, а его финальный монолог о том, как технологии поглотили человечество, кажется чересчур банальным даже для нашего времени, что уж там говорить о будущем, в котором развивается сюжет.

Автором «Керблама» выступил дебютант в «Доктор Кто» — молодой сценарист Пит Мактай. В нем, как и в антагонисте, чувствуется некий максимализм в вопросе радикальной картины будущего. Тяжело сказать, считать ли это референсом, или же просто авторским приемом, который Мактай заимствует у коллег, но в седьмом эпизоде чувствуется эпоха Рассела Т. Дэвиса со смертоносными машинами, которые переходят из режима помощников в режим убийц.

В такие моменты кажется, будто «Доктор Кто» переварился в собственном соку — то, что раньше можно было считать ностальгическим кивком, теперь смотрится как недостаток фантазии у авторов шоу. К слову, если будущее настолько роботизировано, а прогресс ушел далеко вперед, сократив человеческие ресурсы огромной корпорации к 10%, то почему оторвать голову роботу голыми руками — простейшая задача, с которой справится даже 19-летний подросток из Шеффилда?

Новая серия в целом оставила очень много вопросов к сюжету, что конечно, обусловлено малым хронометражем с амбициями полнометражной ленты. К примеру, как именно Чарли похитил и убил своих сотрудников? Как он тестировал бомбы, оставаясь незамеченным при том, что компания отслеживает действия всех сотрудников по браслету на ноге? Откуда и для чего изготавливалась жидкость с человеческими останками?

Команда ТАРДИС

Поскольку в новом сезоне «Доктора Кто» целая команда протагонистов, особое внимание стоит обращать на то, как авторы развивают персонажей от эпизода к эпизоду. В «Кербламе» в свет софитов выходит Райан, который рассказывает, как в прошлом работал на огромный ритейл у себя в Англии. К седьмому эпизоду чувствуется, что сценарно огромное внимание авторов заложено именно в 19-летнего парня. Однако шарму Грэма сложно опираться. Пока что самый возрастной персонаж с завораживающим кокни-акцентом уверенно крадет экранное время у всех в команде ТАРДИС. Иногда даже у Доктора.

В этом ключе с Джоди Уитакер ситуация все еще не ясна. Неужели Тринадцатая запомнится как самый добродушный Доктор, вдохновленно читающий лекции своим спутникам? В «Кербламе» ближе к финалу Уитакер вообще проговаривает всю мотивацию злодея ему же в лицо (а на самом деле зрителю). Джоди пока что служит нарратором и лектором всего сезона, как-будто объясняя самые сложные сегменты аудитории помладше. Лично мне откровенно не хватает традиционной эксцентричности галлифрейца.

На сквозную сюжетную линию для Доктора, думаю, уже не стоит надеяться — до финала сезона всего три серии. Последняя надежда — сдвоенный эпизод с грандиозным финалом, какими могут оказаться девятая и десятая серия. Но впереди еще восьмой эпизод, где действие происходит в Ланкашире XVII века и рассказывает о суде над ведьмами.

Референсы и аллюзии

— В посылке от «Керблама» Доктор получает феску. Надев ее, Тринадцатая спрашивает: «Ну как, все еще похожа на себя?». Феска, конечно же, является отсылкой к временам Одиннадцатого, который любил носить этот головной убор в пятом сезоне.

— Говоря об осах, Тринадцатая между делом спрашивает: «Я рассказывала вам о своем знакомстве с Агатой Кристи?». Здесь Доктор напоминает нам о приключениях Десятого и Донны. В эпизоде «The Unicorn & The Wasp» (2007) протагонисты встретили знаменитую писательницу и помогли расследовать убийство, где преступником оказалась гигантская оса.

— Улыбающиеся роботы в качестве смертельной угрозы встречались в «Докторе Кто» достаточно часто. Из последних на ум приходит робото-раса Варди из эпизода «Smile» (2017). Также в серии «The Beast Below» (2010) за порядком в космической Британии следили роботы-смайлеры, обозначающими свое удовлетворение или недовольство происходящим тремя выражениями лица.

— В начале эпизода, попав в здание корпорации, Доктор говорит Грэму не быть роботофобом: «Некоторые из моих ближайших друзей — роботы». Скорее всего Тринадцатая имеет в виде высокоинтелектуального робото-пса К9, который впервые появился у Четвертого Доктора в эпизоде «The Invisible Enemy» (1977) и некоторое время путешествовал с галлифрейцем в качестве спутника.

— А вот и нестыковка в эпизодах: в начале «Керблама» курьер-робот без предупреждения материализуется в ТАРДИС, тогда как в серии «The Runaway Bride» (2006) Десятый потратит немало времени, чтобы объяснить Донне, что она не могла просто так переместиться в ТАРДИС, летающий в открытом космосе, миновав защитное поле корабля.

Вердикт: В предыдущих эпизодах Чибнелл обращался к стилю классического «Доктора Кто», тогда как в «Кербламе» чувствуется атмосфера обновленного Доктора из 2010-х. Это все еще достаточно детская история, в которой не хватает хорошего развития как для Доктора, так и для ее спутников. Что ж, зато Чибнелл неплохо ориентируется в социальной критике.

Превью шестой серии: