Share, , Google Plus, Pinterest,

Posted in:

Эпизод третий: «Роза»

«Доктор Кто» любит заигрывать с историей. При этом далеко не всегда такие игры авторам удаются. В третьем эпизоде у шоураннера Криса Чибнелла была сверхважная задача — отдать дань уважения движению за гражданские права, со всей серьезностью подойти к исторической хронике и, возможно, даже сказать что-то новое, что может повлиять на умы зрителей независимо от их возраста. В таком случае очень легко скатиться в сюжет «Доктор встречает важную историческую личность и вдохновляет ее на великие дела». Между тем, менять мотивацию Розы Паркс, окрашивать ее действия какими-либо другими побуждениями было бы огромной ошибкой. Так что в третьей серии одна великая женщина из телефонной будки уступает место другой, не менее важной.

Все было бы отлично, если бы не тот факт, что перед нами «Доктор Кто», а значит необходимо оставаться в пределах законов шоу. Вот и получаем на выходе немного sci-fi, испортившего «малину».

Кадр сериала «Доктор Кто»

Тот самый день в автобусе

Новый эпизод открывается зарисовкой в 1943 году в Монтгомери, штат Алабама. Молодая темнокожая девушка Роза Паркс вступает в конфронтацию с водителем автобуса Джеймсом Блейком. Уже в 1955 году конфликт повториться, правда во второй раз событие войдет в историю как начало многолетнего движения за права чернокожих граждан США, а саму Розу назовут международным символом сопротивления расовой сегрегации. Тем временем Доктор, Райан, Грэм и Яс окажутся в Монтгомери за день до судьбоносного случая, засекут инопланетный след и попытаются сделать так, чтобы ничего не помешало Розе Паркс проявить неповиновение и отказаться уступить место белому пассажиру в автобусе.

В одиннадцатом сезоне это первый эпизод, где сценарное кресло вместе с Чибнеллом делит еще один автор. Большинство скрипта для «Розы» написала Мэлори Блэкмен — первая темнокожая женщина-сценаристка за 55-летнюю историю «Доктора Кто». В целом же тема расизма поднималась в сериале не раз, правда в большинстве случаев выступала скорее аллегорией. Речь, конечно, как о далеках, одержимых идеей высшей расы, так и о порабощенных удах, которых Десятый и Донна освободили в четвертом сезоне.

Ну а что касается сегрегации темнокожих, то за свою этническую принадлежность в свое время прилетало и Марте (спутнице Десятого), попавшей в шекспировскую Англию, и Билл (подруге Двенадцатого), нарвавшейся на обидный комментарий во время посещения ярмарки на Темзе в 1814 году. В случае с «Розой» такой прямолинейный подход определенно освежил сериал, показав зрителю настоящих монстров среди нас. Бытовые злодеи, как оказалось, могут быть пострашнее любого далека.

Что действительно пошло на пользу эпизоду, так это перевернутая схема развития сюжета: Доктор и его спутники не обязаны «спасать» историю, скорее наоборот — не вмешиваться и даже обеспечить, чтобы все случилось именно так, как было в 1955 году. Фанаты «Доктора» наверняка тут же вспомнили душераздирающий эпизод The Fires of Pompeii (2008), где Десятый следует тому же правилу, не вмешиваясь в трагические события, связанные с извержением Везувия и гибелью целого города. Тогда Донне удалось убедить тайм лорда вклиниться в хронику. В «Розе» протагонисты вынуждены «подрихтовать» историю в последнюю секунду, заняв места в автобусе и фактически выступив против Розы Паркс. Этот мощный клиффхэнгер, возможно, читался за долго до развязки, тем не менее был сыгран очень хорошо.

Назад к образовательному Доктору

Поговорим еще немного об истории. Изначально Крис Чибнелл утверждал, что хочет вернуть сериал к олдскульному образовательному формату. Три спутника — один из таких шагов во времена классического «Доктор Кто». Сюжет, связанный с важным историческим событием, можно считать следующим этапом. Во первых, настолько эмоционального эпизода об известной личности не было со времен серии Vincent and the Doctor (2010) о Винсенте Ван Гоге. Во-вторых, финал серии, где Тринадцатая произносит монолог о том, как Роза Паркс изменила галактику и показывает своим друзьям комету, названную в честь гражданской активистки, буквально снята как это делали во времена Первого Доктора в 1964-м.

Окей, иногда образовательный акцент даже слишком резал глаз и выбивался из общей картины, делая из «Доктор Кто» урок истории для школьников («В наши дни я могу быть офицером полиции, потому что такие, как Роза Паркс, сражались за наши права»). Тем не менее, возвращаясь к сравнению с классическим «Доктором Кто», отмечу, что в первом сезоне олдскульного сериала было целых три исключительно исторических серии — про Марка Поло, ацтеков и Великую французскую революцию. В целом же авторы сериала периодически снимали «уроки истории» вплоть до конца пятого сезона в 1968 году, после чего было принято решение перейти к научной фантастике с инопланетянами погонями и стрелянием из бластеров. Последним эпизодом на историческую тему без примеси sci-fi можно считать Black Orchid (1982) с Пятым Доктором, расследующим таинсвенное убийство в 1925 году.

«Роза» — самый близкий к историческому формату с того времени, что подводит нас к той самой ложке дегтя, о которой я давно хочу поговорить.

Кадр сериала «Доктор Кто»

Необязательный антагонист и обязательные герои

Третья серия подарила нам злодея, о котором хочется забыть. Заключенный из межгалактической тюрьмы по имени Краско (Джошуа Боумэн) — стереотипный негодяй в кожаной куртке, чьи мотивацию так и не удалось раскрыть. Самая любопытная деталь о нем: парню вживили в мозг технологию, которая мешает ему совершать насилие над кем-либо — неплохая аллюзия на «Заводной апельсин», но не больше.

Возможно, то, что он прибыл из будущего, полон решимости «поставить темнокожих на место», говорит о долгой жизни такого понятия как расизм, или же авторы просто хотели дать Джоди Уиттакер проявить свою bad-ass сторону в диалоге в негодяем. Будем считать такую попытку засчитанной, но очень просим не возвращать такого блеклого антагониста в сериал.

В противовес Краско, Роза Паркс получилась впечатляющим персонажем, который даже не нуждается в каком-либо sci-fi-акценте чтобы освежить сюжет. Винетт Робинсон уверенно переносит на ТВ-экран дерзость Паркс, с которой женщина позже будет выступать на трибунах. Правда, сквозь специфический акцент жителя Алабамы иногда прорывается английское произношение, к сожалению.

Тем временем мою просьбу услышали и у Ясмин появилось больше экранного времени. Наконец мы немного узнали о ее пакистанском происхождении и даже получили намек на романтические отношения с Райаном в будущем. Неужели нас ждут новые Эми и Рори? К слову о Райане — он и Грэм в этом эпизоде «поставляли» комедию, очень необходимую, беря во внимания, что тема у семейного шоу на этой неделе была достаточно серьезной. Отдельное спасибо Грэму за презентацию айфона в 50-х и попытку побыть Стивом Джобсом.

Референсы и аллюзии

— В разговоре с Доктором, Краско утверждает, что был выпущен из тюрьмы Stormcage — сверхзащищенная тюрьма из 52 столетия, где также отбывала наказание (и периодически оттуда убегала) Ривер Сонг — жена Доктора.

— Устройство, которое Краско использует для путешествия в 1955 год, называется вихревым манипулятором. Впервые он появился в сериале в 2005 году на руке у капитана Джека Харкнесса. В разное время этот гаджет использовал сам Доктор, Мисси, Марта, Клара и сама Ривер. Тринадцатая называет его «дешевое и неприятным устройством». Такую же формулировку для вихревого манипулятора использовал Одиннадцатый в эпизоде The Big Bang (2010).

— В разговоре с Грэмом Тринадцатая шутит о том, что она может быть Бэнкси. Крис Чибнелл, ранее выступая сценаристом некоторых эпизодов «Доктора Кто», уже оставлял референсы на знаменитого художника в эпизоде The Power of Three (2012), а в серии Flatline (2014) и Face the Raven (2015) появляется бристольский граффити-художник Ригси, который является аллюзией на Бэнкси.

— Тринадцатая утверждает, что одолжила Элвису мобильный телефон. О дружбе тайм лорда и короля рок-н-ролла уже упоминал Одиннадцатый, когда говорил о том, что научил Пресли играть на гитаре.

— Между тем, про Фрэнка Синатру, с которым Доктор договорилась по поводу билетов на концерт в Лас-Вегасе, у галлифрейцев тоже есть байка. Двое якобы пели дуэтом, о чем Одиннадцатый рассказал в рождественском эпизоде A Christmas Carol (2010).

— Если лицо Винетт Робинсон, исполнившей роль Розы, показалось вам знакомым, то не спроста. Ранее актриса появлялась в эпизоде 42 (2007) в котором Десятый Доктор за 42 минут спас космический корабль, движущийся к Солнцу.

— Краско использует фильтр восприятия чтобы спрятать от людей свое оборудование. Такое же фильтр является частью камуфляжа ТАРДИС. Правда неизвестно, является ли он частью корабля, или же Доктор установил его сам. Такой же фильтр в свое время использовали спутники Доктора среди котрых Марта и капитан Джек, а также сам Доктор ( а точнее два — Первый и Двенадцатый) в рождественском эпизоде 2017 года. Эти же фильтры от части помогли инопланетным пираньям выглядит как люди в серии The Vampires of Venice (2010).

Вердикт: Исторический эпизод — территория, на которую авторы «Доктора Кто» давно не заходили. Так что такой подход кажется как минимум освежающим для сериала. Проблема антагониста и необязательные элементы научной фантастики подпортили сюжет. Однако пока что это самая удачная серия времен Чибнелла-шоураннера. доступная по сравнению с эпохой Стивена Моффата, конечно, но мы все еще надеемся на сложный сквозной сюжет для всего сезона.

Превью четвертой серии: