Максим Заселян:
10 фильмов, от которых бегут мурашки

Когда составляешь такие списки, обычно руководствуешься довольно стандартными критериями – чтобы испугало посильнее, бюджет был покассовее или спецэффекты помощнее. Признаюсь, мое восприятие несколько отличается от всех этих «-ее», меня «трогают» другие вещи. Вот небольшой список фильмов, от которых у меня мурашки пробегали стометровку за 0,15 секунд.

Максим Заселян

Путешественник

«Пена дней/L’écume des jours», 2013

Увидев афишу фильма, тут же подумал, что не люблю я такие «милые красотульки», но так как ничего другого адекватного в прокате не было, пришлось пойти. В зале сидели 4 человека: я, мой друг Катя, какая-то барышня и мужик, ушедший с сеанса посреди фильма. По сути, это рядовая история любви, где подача полностью меняет обыкновенное представление о «лавстори». После 5 минут просмотра я понял, что пришел по адресу. На протяжении всего фильма не мог понять, как у съемочной группы хватило фантазии, придумать все эти образы. За 5 лет в рекламе на должности креативщика я не выдавал столько идей, сколько их было в этой картине. Однако удивило другое: всё, что происходит в «Пене дней» – не спецэффекты, а настоящий реквизит, сделанный руками. Вот это по-настоящему круто.

«Бёрдмэн/Birdman or (The Unexpected Virtue of Ignorance)», 2014

Уверен, многие из вас видели этот, не побоюсь этого слова, шедевр. Но есть среди вас и такие, кто, как и я, подумали: «Ой, очередной модненький кассовый фильм, понабирал тут оскаров. Потом как-нибудь, может быть, наверное, гляну».

События разворачиваются в магическом Нью-Йорке без привычных глазу пейзажей самого города, в безвременном пространстве где-то между вонючей гримёркой и театральной кассой. Фильм описывает извечные проблемы «человека думающего» – самореализация и признание. Во время просмотра постоянно терял ощущение игры, уж слишком реально всё показано. Сценарий продуман до мелочей, накал сохраняется от сцены к сцене. Судьбу героев переживал, как свою собственную. Яркие, харизматичные персонажи со своей локальной драмой обсуждают нетривиальные, тревожащие многих вещи совсем простым языком. Саундтрек удивляет не меньше: состоит из одних ударных. «Бердман» – это эклектика в кинематографе, которая совершенно не режет глаз.

Техническая сторона фильма нисколько не уступает смысловой – однокадровые пятиминутные слайды камеры и стабилизация кадра с привязкой к лицу создают совершенно новое визуальное ощущение присутствия зрителя во всей истории. Нельзя обойти и сквозные действующие лица четвёртого плана, плавные межсценические переходы; простыми словами – эстетическое удовольствие где-то на уровне катарсиса. Говорить о фильме можно долго, но зачем?

Любовь с первого диалога. Лидер личного топа кинокартин. Обмену и возврату не подлежит.

«Олдбой/Oldeuboi», 2003

Сказать, о чём именно фильм, очень сложно. Он затрагивает множество извечных морально-этических тем: свободы тела и духа, мести и всепрощения, преступления и наказания, любви и одиночества. Его можно смело назвать азиатским арт-хаусом в самом хорошем понимании слова. Пытаться предугадать, что же будет дальше по сценарию – занятие непростое. Всё-равно проиграете. Ну, а трёхминутная драка в коридоре, снятая одним дублем – отдельная тема для разговора, это нужно смотреть.

«Космос: Пространство и время/Cosmos: A Spacetime Odyssey», 2014

Лучший научпоп ever! Если вам необходима медитация и чувство единения с миром, эта картина – лучшее лекарство. После таких фильмов совсем не страшно встречать смерть, ведь ты никуда не деваешься, ты просто трансформируешься в звёздную пыль, откуда все мы появились. Науку в массы! Даешь критическое мышление!

«Мамочка/Mommy», 2014

Очередной прекрасный фильм молодого канадского гения Ксавье Долана. Эта история об отношениях непутёвого сына и непутёвой матери. Они так далеки от идеала, что аж противно, противно и притягательно одновременно. Они свободны и безразличны, красивы и грубы, оба мечтательны. Несмотря на то, что у каждого из них своя гора комплексов, они невероятно прекрасны. Персонажи стараются быть лучше, и неважно, что у них это не сильно-то и получается.

Vertigo в социальных сетях:

Facebook

FACEBOOK

Twitter

TWITTER

Vk

VK

Telegram

TELEGRAM

«Новейший завет/Le tout nouveau testament», 2015

Люблю острые фильмы, которые разделяют зрителей на два лагеря. «Новейший завет» либо поносят, не понимая, что же в нём такого, либо искренне любят. Я отношусь ко вторым. Тут есть всё – и прекрасный юмор, и «новый» сюжет, колоритные персонажи и удивляющие сцены, и даже аллегорическая горилла в постели с Катрин Денёв. Глубокие острые темы здесь затронуты очень обтекаемо, чтобы вдруг не задеть чувств верующих. Фильм никого ничему не учит, ничего не проповедует, он просто заставляет задуматься, на что именно мы тратим жизнь и что для нас по-настоящему важно. Кино – это, в первую очередь, искусство. Всем думающим – настоятельно рекомендую.

«Великий притворщик/The Great Pretender», 2012

В конце я рыдал и смеялся одновременно. Как тут не разрыдаешься, когда мир покидают такие крутые ребята, как Фредди Меркьюри. И дело тут даже не в музыке, а в нём самом. Ведь Фредди – это воплощение свободы. Обычно такие фильмы смотреть категорически не рекомендую: рискуете почувствовать себя неумелым ничтожеством. Такое нужно принимать дозировано, чтобы мотивировало и пинало, а не уничтожало.

«Мыслями наружу/Inside Out», 2015

И тут без слёз не обошлось. Казалось бы – обычный мультик, а так трогает. Причём, трогает то, «самое больное», и будоражит «самое настоящее». Какой-то простой магией создателям удалось довести меня до катарсиса. После просмотра осталось ощущение светлой грусти, но грусти не разрушительной, а очищающей.

«Город Бога/Cidade de Deus», 2002

Долгое время этот фильм был №1 в моём личном топе. Да и сейчас он не сильно сместился вниз. Это Кино с большой буквы. Почему? Потому что в нем есть невообразимый сюжет, прекраснейший сценарий, и, ну, просто безумная игра актёров, которая местами – вовсе и не игра. Также есть еще десятки «потому что»: миллион тонкостей, о которых, правда, нет ни малейшего смысла говорить, лучше – увидеть. Смотрел 4 раза от начала и до конца, помню каждую из 130 минут, но, чувствую, скоро снова вернусь к просмотру.

«Счастливые люди: Год в Тайге/Happy People: A Year in the Taiga», 2010

Когда-то давно, копаясь в просторах сети, наткнулся на этот фильм – дай, думаю, посмотрю минут пять и спать лягу. Но, кто знал, что 88 минут пролетят как одна. С первой секунды до титров – на одном дыхании. Чудо-картина о настоящих честных людях, силе духа, обязанностях и выживании в дикой природе. Документальный фильм без политики и ненависти, без сотовой связи и интернета. Фильм о той России, какой она является в моих самых добрых мечтах. О той России, с которой я хочу дружить. Посмотрите обязательно и вы тут же станете добрее. И да, станет грустно, знайте – лес ждёт вас.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: