Что это было: объясняем загадочный финал «Суспирии»

«Суспирия» стала одним из самых обсуждаемых и неоднозначных фильмов года – некоторые зрители остались в восторге, а другие выходили из кинозала с недовольными гримасами и уймой вопросов. Если вы принадлежите ко второй категории, то не спешите обвинять ленту Луки Гуаданьино в абсурдности – фильм оперирует сложными метафорами и загадочной мифологией, но вполне поддается рациональному анализу. Рассказываем, что же произошло в кровавом и мрачном финале ленты.

СПОЙЛЕРЫ! СПОЙЛЕРЫ! СПОЙЛЕРЫ!

Общая мифология

Несмотря на то, что лента Гуаданьино визуально совсем не напоминает яркий и психоделический первоисточник Дарио Ардженто, режиссер много обращается к идеям своего предшественника, особенно – к центральной концепции Трех Матерей. Трилогия Трех Матерей (сюда входят «Суспирия», «Инферно» и «Мать Слез») возникла в голове Ардженто под вдохновением от произведения «Suspiria de Profundis» британского эссеиста Томаса де Квинси. Если коротко, то Ардженто придумал трех могущественных и злых ведьм: Мать Суспириорум (также известна как Елена Маркос), Мать Тенебрарум и Мать Лакриморум. Каждая из них живет в одном из больших европейских городов и приносит человечеству страдания.

Как и в оригинальной «Суспирии», танцевальный коллектив Маркос в фильме Гуаданьино – прикрытие для шабаша, основанного Еленой Маркос (в фильме ее роль под слоем грима исполнила Тильда Суинтон). Так как ведьма стремительно теряет свои силы, преподавательницы школы ищут подходящую молодую студентку, которая сможет отдать свое тело Елене Маркос и продлить ее жизнь. Изнурительный танец «Volk» – ритуал, который должен подготовить избранницу как физически, так и духовно. К слову, судя по всему, этот номер можно выполнить только в том случае, если все танцовщицы находятся на своих местах – именно поэтому ведьмы с помощью магии визуально исцеляют ногу Сары (Миа Гот) и заставляют девушку танцевать до последнего.

Слабость древней Елены Маркос подталкивает некоторых участниц шабаша к мысли, что им нужна новая предводительница. Мадам Бланк (которая и так уже много лет выполняет роль неофициального лидера коллектива) выдвигает свою кандидатуру, но большая часть ведьм голосует против нее и остается верной еле живой Маркос.

Лже-Суспириорум

Когда приходит время финального ритуала, с помощью которого дух Елены Маркос перенесется в тело молодой и здоровой Сьюзи Бэннион (Дакота Джонсон), Мадам Бланк начинают терзать смутные сомнения и она пытается отговорить девушку. Героиня Джонсон, которая изначально казалась робкой и скромной “финальной девушкой”, упрямо настаивает на своем решении стать сосудом для духа Маркос. Старая изуродованная ведьма, в свою очередь, воспринимает слова Мадам Бланк как попытку саботировать ее долгожданное омоложение и буквально сносит своей давней помощнице голову.

В этот момент Гуаданьино кардинально изменяет мифологию Ардженто (да и вообще идет против стандартных правил ужастиков) – Сьюзи Бэннион сообщает, что она, а не Елена Маркос является Матерью Суспириорум. Черная жуткая фигура, с помощью которой Сьюзи убивает ведьм – олицетворение смерти, с которой у Суспириорум и в фильмах Ардженто была особенная связь. Конечно, девушка убивает не всех танцовщиц, а только тех, кто в свое время поддержал правление жестокой Елены Маркос.

Причем тут вообще Холокост

Лейтмотив всего фильма Гуаданьино – злоупотребление властью. Самая яркая иллюстрация этого – даже не поведение Елены Маркос, а последствия Второй мировой войны, тень которой до сих пор висит на разделенным Берлином. В противовес этому Гуаданьино показывает, что единственный способ выжить в этом жестоком и холодном мире – поддерживать друг друга, и это особенно важно для женщин. Самый трогательный момент во всей ленте – разговор Сьюзи с доктором Клемперером. Мать Суспириорум рассказывает мужчине, что его жена (кстати, ее сыграла оригинальная исполнительница роли Сьюзи – Джессика Харпер) погибла в концлагере, но подчеркивает, что ее смерть не была жуткой, ведь вокруг были другие женщины, которые ее поддерживали и понимали.

Возможно, доктор является единственным симпатичным мужским персонажем во всей ленте как раз из-за своего происхождения – он сам пережил Холокост и знает, каково это – быть угнетенным и преследуемым.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: